История и миф в современной этнической прозе США (Р.Анайя «Благослови меня, Ультима», С.Н.Момадэй «Дом, из рассвета сотворенный»)дипломная работа (Специалист)
Аннотация:Ю.А.Молоденко занималась изучением этнических авторов США в течение трех лет. Ее курсовые работы были посвящены творчеству Э.Тан и Р.Анайи. В центре внимания в дипломном сочинении оказалась одна из центральных проблем, к которой приковано внимание исследователей этнических литератур – обращение к мифу и истории и парадокс их соседства и сосуществования в художественном мире произведений. Выбор двух авторов – Р.Анайи и Н.С.Момадэя был продиктован желанием выйти за пределы одной литературы и рассмотреть как общие черты, так и своеобразие разных этнических традиций – литературы т.н. «коренных американцев» и чиканос или мексикано-американцев, также возводящих свою культурную родословную к доколумбовой Америке – Ацтлану и Теночтитлану, легендарным государствам ацтеков.Сложность темы и обилие исследований, ей посвященных, в первую очередь в рамках бурно развивавшихся с рубежа 1960-1970-х Native American studies и Chicano studies – все эти обстоятельства обусловили сложность задачи, стоявшей перед Ю.А.Молоденко, и с этой сложной задачей она справилась, отыскав свой угол зрения на проблему. Ставшие общими местами клише, такие, как «травма истории», «обращение к автохтонному мифу» и т.п., практически отсутствуют в работе. Молодая исследовательница не боится подчеркивать искусственность и сконструированность мифа, его вторичность, а также такие существенные особенности современного мифотворчества, как его авторский характер и нацеленность на культурный реванш. Она сосредоточивается не на деструктивном и травматичном аспекте истории, связанном с колонизацией Америки, ее освоением европейцами, но на аспекте позитивном – отражении и осмыслении в творчестве Анайи и Момадэя истории своего народа. Ю.А.Молоденко удается показать неоднозначность отношений мифа и истории в романной поэтике – как их соединение, так и противопоставление. Что касается методологии, то в своем исследовании Ю.А.Молоденко опиралась в большей степени на классические работы, в первую очередь отечественные (Мелетинского, Проппа, Кофмана и др.), и демонстрировала критический подход к американским исследованиями этнических литератур, с учетом их ангажированности и известной тенденциозности. Дипломное сочинение Ю.А,Молоденко демонстрирует владение техникой филологического анализа, достаточную эрудицию, умение обобщать и делать выводы и известную независимость мышления.