Аннотация:Свет, падающий на поверхность, при отражении от нее изменяет свои характеристики (интенсивность, спектральный состав и диаграмму направленности) соответственно физическим особенностям данной поверхности. Зрительная система человека реагирует на определенные параметры светового потока, попадающего на сетчатку. В результате, в сознании субъекта формируется образ объектов окружающего мира. Проблема состоит в том, что характеристики светового потока, попадающего на сетчатку неоднозначны. Они зависят не только от свойств объектов, но и от условий наблюдения: взаимного расположения наблюдателя или объектов, изменения общего освещения и др. Одни и те же изменения в структуре отраженного объектом света могут быть вызваны различными физическими процессами. Так, интенсивность отраженного окрашенной в ахроматический цвет поверхностью светового потока (яркость) зависит как от ее коэффициента отражения (альбедо), так и от интенсивности падающего света (освещенности). При этом зрительная система имеет дело только с яркостью. Две остальные переменные - коэффициент отражения и освещенность, - нам обычно непосредственно не даны. Следовательно, информация, которая получена из “картинки” на сетчатке неоднозначна. Однако, в образе восприятия представлены субъективные корреляты как раз тех двух переменных, которые непосредственно не даны “на входе”.
Вопрос о том, каким образом, имея неоднозначные данные “на входе”, мы адекватно воспринимаем характеристики объектов окружающего мира, является основным в проблеме константности восприятия. Классическое объяснение феномена константности восприятия ахроматического цвета поверхности строилось на предположении о том, что зрительная система компенсирует различия в яркости, обусловленные разницей в освещении, для адекватного восприятия цвета поверхности.
Альтернативой гипотезе компенсации явилась гипотеза инвариантных взаимодействий в восприятии. Согласно этой гипотезе, отдельный параметр проксимальной стимуляции однозначно задает не один феноменальный параметр, а отношения нескольких. Применительно к нашему случаю, интенсивность отраженного поверхностью и попавшего на сетчатку света может соответствовать определенному соотношению белизны и воспринимаемой освещенности поверхности. В рамках этой гипотезы мы можем говорить о константности восприятия, рассматривая ее не в классической схеме “дистальный стимул - проксимальный стимул - феноменальный параметр образа”, а, скорее, в схеме “2 (или более) взаимосвязанных дистальных стимула - проксимальный стимул - 2 (или более) взаимосвязанных феноменальных параметра образа”. В таком случае процесс построения зрительного образа представляется как сложная “интерпретация” данных сетчаточного изображения, в которой играет роль общая структура воспринимаемой ситуации, а отдельные феноменальные параметры взаимоопределяют друг друга. Известны правила, связывающие величину зрительного угла проекции объекта на сетчатку, видимую величину и видимую удаленность объекта, форму проекции объекта на сетчатку, видимую форму и видимый наклон объекта и др. Гипотеза о том, что в процессе восприятия цвета поверхности зрительная система решает подобное уравнение, связывающее яркость, белизну и воспринимаемую освещенность поверхности получила название альбедо-гипотезы.
Проведенные нами исследования показали, что белизна и воспринимаемая освещенность связаны инвариантным соотношением
R+kЕ=m(Y)
где R - белизна поверхности, Е - ее воспринимаемая освещенность, k - константа, зависящая от испытуемого и m(Y) - константа, зависящая от испытуемого и от уровня яркости поверхности Y. Полученное уравнение показывает, что при неизменной яркости один и тот же участок поверхности может выглядеть более черным, хорошо освещенным, либо более белым, но освещенным хуже, в зависимости от того, как воспринимается вся сцена в целом.
На высшем когнитивном уровне в процесс восприятия включаются знания о свойствах объектов и оценка общей структуры воспринимаемой сцены. Процесс построения зрительного образа представляется как сложная "интерпретация" данных, полученных от предыдущих уровней обработки информации. Зрительная система может эффективно работать только в том случае, если она учитывает экологические свойства объектов, т.е. вероятностные связи между воспринимаемым параметром образа и параметрами объектов внешнего мира. Это означает, что зрительный образ строится с учетом законов внешнего мира. На этом уровне для оценки белизны поверхности предполагаются такие зрительные признаки, согласно которым происходит формирование всей сцены в целом. К ним относятся такие признаки как затененность, локализация источника освещения, распределение светотени в зависимости от формы объекта. Указанные признаки не являются независимыми, а взаимодействуют в сложной сцене. Вопрос о иерархической структуре зрительных признаков, определяющих оценку белизны поверхности, остается открытым и требует тщательного исследования