Аннотация:в работе проведен анализ основных подходов к определению термина «бизнес-модель» с учетом эволюции данных концепций бизнес-моделирования – от программных продуктов к современным методикам, уделено особое внимание ценности как ключевому элементу бизнес-модели предприятия рыночного типа, рассмотрены предлагаемые разными исследователями критерии оценки эффективности бизнес-модели.
Представленный в работе материал выглядит созвучным времени, сама работы – комплексной: автором систематизированы наиболее распространенные шаблоны бизнес-модели для стартапов, выявлены ключевые факторы успеха бизнес-модели для крупного зрелого предприятия (на примере ПАО «Газпромнефть»), проведен зарубежный анализ модификации моделей бизнеса в таки компаниях как Apple и Boeing; все тезисы подкреплены примерами.
Несомненным достоинством работы является ее практическая часть, где на примере чебоксарской компании ООО «Авто-Спар», относящейся к категории МСП, для которой на основании анализа рыночных возможностей и потенциала самой компании автором выявлены резервы совершенствования, предложена, апробирована и проанализирована новая бизнес-модель, позволившая добиться повышения эффективности ее деятельности за счет расширения сегмента потребителей, ориентации на госзаказы и т.д.
Учитывая, что правильно выстроенная бизнес-модель помогает компаниям своевременно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, представляется, что предложенные автором рекомендации могут оказаться полезными широкому кругу российских предприятий, начинающих свой бизнес в смежных областях. В данной связи результаты магистерской диссертации Э.Э. Байчорова могут иметь практическое значение.