Кросскультурный аспект и технология создания документального портретного фильма (на примере авторского проекта "Летучий голландец")дипломная работа (Специалист)
Аннотация:Смешения культур (кросскультурный аспект развития социума) проявляются в современном обществе с возрастающей частотой. Постепенное стирание границ между странами и постоянное взаимодействие различных культур обусловлены процессами глобализации и глокализации в современном мире. «Единственным основанием толерантных взаимоотношений между культурами может стать идея равноценности всех культур и народов», – пишет профессор культурологии М. Н. Кокаревич в своем исследовании, посвященном уникальности культур.
Культурологический конфликт есть неотъемлемая составляющая процесса ведения кросскультурных коммуникаций. Он играет большую роль на пути соединения двух культур. Его разрешение делает возможным построение межкультурных отношений. Возникновение конфликта культур (культурологического конфликта) обусловлено наличием культурно-групповой дистанции, присутствующей не только между двумя разными национальностями или народами, но также между семьями и группами.
Исследование кросскультурных коммуникаций может быть проведено двумя методами: теоретическим и практическим. Теоретический метод представлен литературой по культурологии и социологии, а также научно-популярными пособиями. Практический метод представлен съемкой документального фильма- автопортрета. На протяжении фильма у автора зарождается конфликт с окружающей его незнакомой обстановкой. В чужой стране автор не может найти себе места и чувствует дискомфорт вдалеке от своей Родины. С течением времени автор-герой находит разрешение своих переживаний и тем самым устраняет конфликт.
В заключительной части исследования автор приходит к выводу о том, что знакомство с новой культурой не может полноценно состояться только на основе прочтения печатной продукции (книг, статей) и просмотра телевизионных, кинематографических и прочих видеоматериалов, так как такая односторонняя и безопасная связь-взаимодействие не предполагает возможности непосредственного участия в процессе кросскультурной коммуникации.
Документальный экранный автопортрет – оптимальный инструмент для самоанализа и способ фиксации полученного опыта. Автопортрет может играть роль дневника, который не предполагает публичности и содержит сокровенные, интимные сведения. С другой стороны автопортрет может затрагивать важные проблемы современности, в таком случае он становится полноценным фильмом. Внедрение в новую культуру неизбежно вызывает конфликт героя с обстановкой. Правильно выбранная модель поведения, которую изберет герой, является его главным инструментом для внедрения;
Подводя итоги, можно сказать, что метод исследования кросскультурных коммуникаций посредством создания документального фильма-автопортрета полностью себя оправдал. Нами было реализовано полное погружение в чужую культуру и произведено документальное экранное наблюдение, на основе которого был создан фильм, как мы надеемся, выходящий за рамки семейного видеоархива, а представляющий некий обобщенный художественный образ эмигранта.