Аннотация: Дипломное сочинение Н.Н. Наумова посвящено одному из малоизученных аспектов актуальной и дискутируемой в современной медиевистике темы, связанной с изучением универсалистских монархий Средневековья. Династические браки, приглашение на престолы представителей чужезем
ных династий, сохранявшая актуальность идея империи и другие причины приводили к созда-
нию пестрых, неустойчивых, недолговременных государственных образований, носивших надна-
циональный имперский характер. Возглавлявшие их монархи, как правило, не меняли, не имели права менять внутренней жизни по-павших под их власть государств, тем не менее, наталкивались в правлении в чужих им странах на трудности в отношениях с местной элитой. Сами, будучи своего рода космополитами, они были вынуждены искать опоры своей власти не только у местной элиты, но и привлекать на службу иностранцев. К числу таких монархов относится Сигизмунд Люксембургский, король Венгрии, Чехии, император Священной Римской империи. Привле-каемые им на службу чужеземцы были людьми разного происхождения, использовались в разных сферах: военной, административной, финансовой, в центре и на местах и достигали разного уровня благосостояния, позиции в социальной иерархии и места в окружении монарха. Они в разной степени адаптировались к жизни той страны, в которой служили своему господину.
Необъятную тему «Иностранцы на службе…» Н.Н. Наумов ограничил изучением одного конкретного случая: Эберхарда Виндеке – немецкого бюргера из Майнца, служившего Сигизмунду и оставившему большой том хроники-воспоминаний («Книга императора Си-гизмунда») о своем господине. Концентрируя свое внимание на этой маленькой фигуре, но очень неординарной личности, автор дипломного сочинения поднимает очень важные вопросы: Как, по каким причинам и какие люди могли попасть в окружение Сигизмунда? В чем заключалась и как реализовалась их служба? Как они адаптировались к жизни той страны, в которой оказывались, служа королю, а впоследствии и императору? Принимало ли их местное корпоративное общество? Какие правила и законы на этот счет – инкорпорирования иностранцев – существовали в то время? Какие возможности для социального продвижения и улучшения материального благосостояния предоставляла эта служба? И что она дала Эберхарду Виндеке? И, собственно, какие планы (м.б., мечты) он связывал со своей службой Сигизмунду? Нашел ли он свое место в жизни? Что нашел и что потерял? Для этого важно знать не только то, кем был на самом деле этот выходец из бюргерской среды, но и кем он себя мыслил? А для этого, небесполезно разобраться в том, как он мыслил. Все эти вопросы ставит и небезуспешно решает в своем сочинении Н.Н. Наумов.