Аннотация:В работе исследована динамика берегов Байдарацкой губы Карского
моря, в результате чего определены и проанализированы факторы развития
геоморфологических процессов, в частности антропогенный фактор.
На основе анализа литературы, собранного полевого материала и
дешифрирования данных ДЗЗ описаны
- физико-географические условия,
- геоморфологическая, геологическая, криологическая обстановки,
- динамика берегов Уральского и Ямальского участков.
Составлены карты геоморфологические и динамики берегов ключевых
участков (в цифровом виде – в масштабе 1:5000, в аналоговом – 1:10000).
Охарактеризована динамика берегов за несколько периодов: период
естественного развития береговых процессов (1964-1988 гг. и 1988-2005 гг. для
Уральского участка и 1968-2005 гг. для Ямальского) и после начала
строительства газопровода (2005-2012 гг., 2012-2013 гг. и 2013-2016 гг. для
Уральского участка и 2005-2016 гг. для Ямальского). В частности посчитаны
скорости отступания абразионных берегов за эти периоды.
Выявлено, что на обоих участках на большем протяжении распространен
абразионный тип берега, однако абразия здесь имеет специфический характер.
Размыв берега непосредственно морскими волнами происходит довольно редко
– в периоды сильных штормов и высоких нагонов. Большую часть летнего
периода разрушение берегов происходит в результате термоденудации (на
участках выхода к морю многолетнемерзлых пород – больше распространена на
Уральском берегу) и гравитационных процессов (оползней по влажным
суглинкам, осыпей, обвалов – больше распространены на высоких песчаных
берегах Ямала).
Аккумулятивные (по генетической классификации) участки
распространены гораздо меньше – на лайде, у устьев крупных рек, и по
динамической классификации они скорее относятся к стабильным, т.к. за
период исследования здесь не отмечено проградации береговой линии.
92
За период 1964-2005 гг. средняя по всем профилям скорость отступания
на Уральском участке составила 1,1 м/год, на Ямальском – 0,2 м/год. Большие
скорости отступания Уральского берега мы связываем с распространенностью
здесь многолетнемерзлых пород, разнородностью геологического строения
участка, открытостью участка наиболее волноопасным ветрам ССЗ румбов.
Максимальное отступание на Уральском берегу отмечено на участке высокой
террасы на междуречье Нгоюяхи и Нгарко-Томбьяхи (до 90 м за 40 лет). Такие
темпы деградации берега здесь обусловлены оттаиванием крупных залежей
пластовых и жильных льдов. На Ямальском берегу максимальное отступание
также приурочено к участкам берега, развитие которых происходит по
термоабразионному и термоденудационно-абразионному сценарию: участки
террасы 10-18 м к югу от устья Яраяхи и в районе мыса Мутный (до 25 м за 37
лет). Здесь не были обнаружены пластовые льды, однако отмечены жильные
льды и ледогрунтовые тела.
После начала активного хозяйственного освоения берегов
Байдарацкой губы в 2009 г. динамика берега на исследуемых участках
изменилась.
Строительство газопровода и инфраструктуры к нему отразилось на
• рельефе территории (насыпь над трубопроводом, выравнивание
поверхности под строительные площадки, дороги),
• строении грунтов (раскопка траншеи под трубопровод,
дноуглубление в районе порта дестабилизируют грунты, что приводит к
эрозии),
• термическом режиме грунтов (механическое воздействие колесной
техники нарушает растительный покров, в результате чего происходит
деградация мерзлоты, активизируются термокарст, термоэрозия),
• балансе наносов (сооружение коффердамов, выдающихся в море на
расстояние до 280 м, создало препятствие для вдольберегового потока наносов,
в результате чего усилилась аккумуляция наносов на участке, открытом
навстречу потоку, и абразия на участке за коффердамами).
93
Совокупное действие процессов, спровоцированных деятельностью
человека, привело к ускорению темпов отступания абразионных берегов и
началу отступания на некоторых участках берегов раннее стабильных и
аккумулятивных. На Уральском берегу средняя по всем профилям скорость
возросла до 2,5 м/год в период строительства (2009-2013 гг.). На Ямальском
берегу – скорость отступания берега в период 1968-2005 гг. в среднем возросла
до 0,7 м/год в период 2005-2016 гг. Наличие льдов и сильнольдистых суглинков
обуславливает меньшую устойчивость Уральского берега к антропогенным
нагрузкам, чем Ямальского, где не обнаружено пластовых льдов и больше
распространены песчаные берега.
Для Уральского участка, для которого имеется большее количество
снимков и возможность выделить больше этапов развития берега, установлено,
что после завершения строительства выявлено постепенно замедление
отступания берега (средняя по всем профилям скорость за 2013-2016 г – 0,7
м/год).
В наибольшей степени антропогенное воздействие отразилось на лайде,
увеличение скоростей отступания берега на ее участках максимально: от 1м/год
в среднем по профилям до строительства до 6,8 м/год в период строительства на
Уральском берегу, от 0 м/год до 1,4 м/год на Ямальском. Предполагаем, что это
связано, во-первых, с близостью лайды к створу перехода на обоих участках и
большей подверженности механическому и термическому воздействию. Во-
вторых, со свойствами самой лайды, обуславливающими ее меньшую
устойчивость к техногенному прессингу по сравнению с высокими уровнями
рельефа: а именно, ее меньшая высота (абразии надо переработать меньший
объем породы, чтобы берег отступил), состав пород (торф, песок), наличие
жильных льдов, высокая заозеренность. Ускорение отступания более высоких
берегов значительно меньше, однако оно есть.
Полученные результаты важны не только для оценки текущей ситуации,
но и для составления прогноза развития берега, что крайне актуально на
участках эксплуатации газопровода.