Организация, в которой проходила защита:МГУ имени М.В. Ломоносова,
Факультет Иностранных Языков и Регионоведения
Год защиты:2015
Аннотация:В работе освещены следующие вопросы:
1. Приведены описания основных теоритических подходов и форм обучения РКИ на разных уровнях образования с учетом различных направлений подготовки и индивидуальных особенностей обучаемых.
2. Рассмотрены различные аспекты русского, как иностранного и способы их преподавания.
3. Выделены основные дидактические преимущества использования платформы ВИКИ в процессе обучения русскому, как иностранному.
4. Описаны основные цели и задачи, решаемые использованием технологии ВИКИ при обучении РКИ.
5. Представлены основные технические средства, необходимые при дистанционном обучении РКИ.
6. Представлена система упражнений, направленная на совершенствование лексической компетенции учащихся.
7. Выявлены основные критерии семантизации лексических единиц.
8. Поставлены основные задачи, которые необходимо решить при обучении РКИ.
9. Исследованы основные правила отбора лексического минимума по темам, изучаемым в РКИ.
10. Определены навыки, которыми должен обладать учащийся по завершению курса РКИ.
11. Перечислены принципы использования ВИКИ –технологии учащимися.
12. Проанализированы классификации основных дидактических свойств и функций технологии ВИКИ.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что мы живем в мире информационных технологий, которые проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в сферу образования. Как показал анализ основных методов и подходов к обучению РКИ информационные технологии играют значительную роль в формировании лексической компетенции у студентов-иностранцев, которые изучают русский язык, как первый иностранный в Российских ВУЗах. В то же время использование Вики-технологии и технологии медиа презентации позволяют не только сформировать лексическую компетенцию, но и осуществить непрерывность обучения и усиливать значение одного из основных дидактических принципов: интерактивности в условиях глобализации современного образования.
Создание виртуальной среды обучения предлагается в данном исследовании, как эффективная модель интеграции ИКТ в преподавание русского, как иностранного для развития лексической компетенции учащихся. Основным условием успешной интеграции технологии Вики является профессиональная ИК-компетенция преподавателя. В данном исследовании рассматриваются основные подходы к преподаванию РКИ в высшей школе, основные дидактические принципы Вики-технологии и форматы заданий, которые можно создать посредством использования Вики-технологии, и о том, как можно использовать презентации для успешного формирования лексической компетенции у студентов иностранцев. Все предложенные задания основаны на общедидактических функциях, которыми должен обладать каждый дистанционный курс (интерактивность, информативность, автономность, звуковая природа, мгновенность доступа и обратной связи).
Применение Вики в обучении позволяет проводить проблемно-поисковые и проектные задания, не покидая дома или рабочего места. В данном исследовании предлагаются описания двух типов заданий
• Вики-глоссарий
• Вики-проект
Интеграция технологии Вики и медиа презентаций проводилось в три основных этапа: выявлялась способность класса и интеграции Вики-технологии и технологии Prezi и Powerpoint медиапрезентаций в процесс обучения по дисциплине «Русский язык (Практика речи)» (ВШП МГУ); создавался виртуальный класс на онлайн –платформе Wikispaces.com и представление новой лексики велось посредством Prezi и Powerpoint презентаций. Апробация данной модели обучения проводилось на двух факультетах Московского Государственного Университета: на Факультете Иностранных Языков и Регионоведения (1 и 2 курсы бакалавриата иностранного отдела) и в Высшей Школе Перевода (1 и 2 курсы бакалавриата иностранного отдела) в период с 2012-2014 год. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению технологий Вики и медиапрезентаций доказывают верность нашей гипотезы, что использование заданий на базе ИКТ и информационных ресурсов будет способствовать развитию лексических навыков у студентов-иностранцев.
Итак, в ходе выполнения дипломной работы подтверждены положения выдвинутой гипотезы и решены следующие практические задачи:
1. Теоретически проанализированы основные методы и подходы к преподаванию РКИ на современном этапе.
2. Выявлены особенности формирования лексических навыков речи и их место в процессе обучения русскому как иностранному.
3. Рассмотрены дидактические функции и свойства технологии вики в обучении
4. Разработана система заданий и упражнений для работы с лексическим материалом на базе ИКТ.
5. Проверена эффективность разработанной системы заданий и упражнений для развития лексических навыков речи у студентов-иностранцев.