Аннотация:Работа посвящена описанию психологических особенностей школьников, активно участвующих в школьной жизни (активистов). Знание особенностей социально активных подростков поможет взрослым создать необходимые условия для развития и самореализации таких детей. За успехами в работе с подростками-активистами стоит не только личностный рост конкретных учащихся, но и формирование демократического гражданского общества, что делает исследования в данной области актуальными. Исследование выполнено в русле дифференциально-психологического подхода. Новизна исследования состоит в сравнении психологических особенностей учащихся, включенных и не включенных в школьное самоуправление, через относительно стабильные, кросс-ситуативные особенности психологической структуры (черты).
Цель исследования – описание психологического портрета современного социально активного подростка, участвующего в ученическом самоуправлении. Гипотеза исследования – социально активные подростки отличаются по своим личностным и когнитивным характеристикам от школьников, не включенных в школьное самоуправление, и от школьников, обучающихся в специализированных школах. В задачи исследования входило: психологическое тестирование 3 групп школьников: активистов, обычных школьников, учащихся специализированных школ; описание и сравнение этих групп.
Объект исследования – учащиеся московских школ с разной степенью включённости во внеурочную активность (школьное самоуправление, более глубокое изучение конкретных предметов, обучающиеся по обычной школьной программе и не участвующие в школьном самоуправлении). Предмет нашего исследования – уровень выраженности и структура психологических особенностей этих подростков.
Для диагностики психологических характеристик подростков использовались субтесты Группового интеллектуального теста и опросники, предназначенные для диагностики личностной сферы (сокращенный вариант «Большая пятерка» (Бодунов М.В., Бирюков С.Д.), «Уровень субъективного контроля» (Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М.), «Самомониторинг» (адаптированный Полежаевой Е.А.), «Эмоциональный интеллект» (Люсин Д.В.).
Анализ психологических особенностей школьников показал, что подростки-активисты отличаются от своих сверстников как по выраженности, так и по структуре связи психологических особенностей. По степени выраженности психологических характеристик группа подростков-активистов в среднем больше похожа на группу учащихся в специализированной школе. От «обычных школьников» их отличает меньшая компетентность в межличностном взаимодействии, а от учащихся спецшколы большая экстравертированность и организованность. Структуры психологических свойств обследованных нами групп демонстрируют достаточно высокий уровень сходства.