Аннотация:Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи всегда актуальна для понимания и анализа перспектив развития российского общества, поскольку жизненные стратегии молодого поколения во многом и будут определять эти перспективы.
Различия в возможностях самоопределения, существующие между молодыми людьми города и села, крупных и малых городов, отражаются в представлениях юношей и девушек о том, как они рассчитывают справляться со сложностями, возникающими у них в процессе реализации их жизненных стратегий.
Это имеет особое значение в отношении молодежи старшего школьного возраста, чей личностный и профессиональный потенциал формируется и развивается институтами социальной среды, но в большей степени семьей и образовательными учреждениями.
Жизненные стратегии раскрывают свое содержание в конкретных жизненных ситуациях, связанных с выбором. Они понимаются как определяемые индивидом наиболее общие жизненные планы, включающие последовательность целей и способы их реализации. Жизненные стратегии строятся с учетом индивидуальных целей и оценки ресурсов.
Либерализация и отказ от унифицированных моделей развития молодежи, ее интеграции в общество повлекли изменения в способах самоопределения и самореализации молодых людей в различных сферах жизнедеятельности. Выпускники школ встали перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии . Характер этих жизненных стратегий обусловлен переходностью и крайней неустойчивостью ее социального положения и сознания, занимаемых ею позиций и усваиваемых образцов, что также порождает противоречия и требует самостоятельного изучения.
Но, каковы направленность и сила воздействия социальной среды региона на формирование жизненных стратегий молодежи. В том числе, какова степень влияния институтов социальной среды региона на формирование и реализацию жизненных стратегий школьников в его пределах?