Аннотация:Высшее образование как центр распространение знаний и подготовки способных людей имеет огромное значение для развития каждой страны. Поэтому ЕГЭ и гаокао как способ оценки качества базового образования и подход отбора потенциальных способных учащихся играет важную роль в развитии образования Китая и России. ЕГЭ существует в Китае уже много лет. Реформирование нынешней системы высшего образования в КНР, в частности, общегосударственных вступительных экзаменов вызвало большое внимание людей. В настоящее время в КНР идет пересмотр содержания экзаменационных билетов с целью избежать стандартизации ответов и пробудить креативность учащихся, усилить связь экзаменационной тематики с общественной практикой учащихся, проверить их умения анализировать проблемы и применять на практике полученные знания. Это общие с Россией проблемы.
Процесс проведения и развития ЕГЭ в России не идет гладко, спор о гаокао в КНР продалжется до сих пор. Но введение единого государственного экзамена сделало систему поступления в вузы честной и открытой. Всё имеет плюсы и минусы. С одной стороны, благодаря ЕГЭ выпускники школ в самых отдаленных уголках страны получили возможность поступать в ведущие вузы; появляется надежда, что с введением единого государственного экзамена уменьшится коррупция при поступлении в вузы; поступление в вуз становится легче и физически, и психологически, потому что абитуриенту нужно сдавать экзамены не два раза, а всего лишь один; абитуриенту не нужно достаточно долгое время проживать в чужом городе (для иногородних абитуриентов) и нести связанные с этим расходы.Наблюдая тенденции развития единого государственного экзамена в Китае и в России, люди могут с интересом заметить, что Китай и Россия выбрали встречные пути. То есть, сегодня в Китае всё больше и больше вузов имеют право самостоятельно набрать студентов, а в России для вузов результаты ЕГЭ стали единственными основаниями набор студентов.
Китай и Россия могут обменять опыты, которые накопили в процессе проведения единого государственного экзамена. И эти положительные опыты может пригодиться при реформировании экзаменационной системы в современных условиях.