Аннотация:В работе рассматриваются различные модели восприятия неизвестных пространств, существующие в мифологическом сознании и художественной литературе. Первой и наиболее известной моделью является модель terra incognita, которую характеризует «цивилизационный», или «аналогический» подход. Это подразумевает, что любые неизвестные места, которые находятся на поверхности земли, моделируются по принципу аналогии с тем, что моделирующий видит вокруг себя, с незначительной поправкой на «инаковость», которая также создается из окружающих его объектов. Уровень terra incognita подразумевает познаваемость, хотя и необычность неизвестных пространств. Похожие подход используется для помышления terra submersa incognita, которая является лишь крайне закрытой или мертвой формой terra incognita, погруженной под воду. При построении моделей Атлантиды, Лемурии и т. д. люди также опирались на аналогический подход, не создавая принципиально непознаваемые миры, хотя и признавая, что из-за водной стихии они или погибли, или населены морскими обитателями, и очень закрыты. Наконец, крайне интересной моделью является aqua incognita, которая, напрямую определяясь физическими, химическими свойствами воды как наполнения среды, носит характер принципиальной непознаваемости и вместе с тем играет роль хранилища и источника ужаса и самых невероятных, но практически всегда злых существ. За aqua incognita остается возможность не иметь цивилизации, она всегда создается по «инновационному» принципу, то есть, для каждого отдельного примера создается уникальная, не аналогичная окружающему концепция; объединяет их то обстоятельство, что с точки зрения человека модулирующего они могут быть абсолютно недоступны для понимания, в отличие от terra incognita или terra submersa incognita.