Аннотация:Изучение эмоциональных реакций широко распространено в психологии и психофизиологии, в частности, однако является предметом разных теорий, концепций и подходов, часто противоречащих друг другу. В данной работе мы хотим рассмотреть психофизиологические аспекты эмоциональных реакций в рамках системного подхода и теории функциональных систем П. Я. Анохина.
Эмоции человека не однородны, поэтому системы, участвующие в их реализации могут качественно отличаться по своему анатомическому составу. Таким образом, для изучения эмоций необходимо ставить субъекта в разнообразные ситуации, способные вызвать различные эмоциональные реакции.
В современном мире все чаще возникает необходимость выявлять различные эмоциональные состояния людей в полевых условиях, когда на человека не влияет дополнительно фактор наблюдения за ним. Такого эффекта невозможно добиться путем традиционной регистрации эмоций контактными методами. Так задача установления точных паттернов для регистрации конкретных эмоциональных состояний дистантными методами становится особенно актуальной.
В данной работе мы рассмотрим эмоциональные реакции как системы, особенности отделов мозга, активных при эмоциональном реагировании, методы регистрации эмоций в психологии и психофизиологии, как контактные, так и дистантные. В нашем исследовании наравне с контактными методами регистрации эмоциональных реакций будет использован метод видео записи инфракрасной камерой в тера-герцовом диопазоне.
Объект исследования: Динамика психоэмоционального состояния человека в процессе предъявления эмоциональных стимулов и ее отражение в психофизиологических и поведенческих параметрах.
Предмет исследования: связь эмоциональных функциональных систем с психофизиологическими и поведенческими коррелятами.
Цели:
• Апробация экспериментальной процедуры объективной психофизиологической оценки динамики психоэмоциональных состояний испытуемых при предъявлении стимулов, содержащих в себе эмоциональный и когнитивный компоненты;
• Отбор информативных психофизиологических и поведенческих реакций для интегральной оценки динамики психоэмоционального состояния.
Задачи:
• Провести анализ литературных источников по теме;
• Апробировать экспериментальную процедуру, позволяющую проводить исследование эмоциональных проявлений с одновременной регистрацией дистантных и контактных психофизиологических показателей;
• Провести анализ данных и отобрать наиболее информативные показатели, пригодные для оценки динамики психоэмоционального состояния респондента при предъявлении эмоционально значимых стимулов;
Гипотезы:
• Предъявление значимой эмоциональной информации вызывает комплексное изменение нескольких психофизиологических и поведенческих параметров;
• Психофизиологические корреляты эмоций можно регистрировать как контактными, так и дистантными методами.