Аннотация:Работа Е.В. Петровской посвящена исследованию корейских народных верований периода Трех государств (Когурё, Пэкче, Силла, I в. до н.э. – VII в.) и связанных с ними ритуалов. Тема не является новой по своему содержанию, однако заслугой автора следует считать систематизацию информации, полученной путем тщательного изучения летописного источника, и выделение географического положения как основного фактора, повлиявшего на формирование народных верований.
Работа состоит из трех глав. Первая посвящена влиянию географического положения государства на формирование народных верований, вторая – классификации народных верований Кореи и связанных с ними ритуалов, третья – влиянию на народные верования буддизма, поскольку именно он из всех заимствованных религиозных и морально-этических концепций стал причиной наиболее серьезных изменений в системе верований, существовавших на Корейском п-ове до IV в.
В результате проделанной работы автор приходит к ряду выводов: 1) процесс формирования народных верований начался на Корейском полуострове еще задолго до создания первых государственных образований, что было обусловлено коллективно-бессознательным стремлением людей к упорядочиванию впечатлений от внешнего мира, создание устойчивых причинно-следственных связей; 2) наиболее значимыми факторами, повлиявшими на формирование народных верований в Древней Корее, стали географических особенностей Корейского п-ова (горный рельеф и преобладание земледелия поливного типа) и различие в характере сельского хозяйства и социально-экономического развития Когурё, Пэкче и Силла
Классификация корейских верований, проведенная автором, показывает, что каждая группа верований регулировала определенный аспект в жизни Трех государств, причем наиболее важными выступают две группы: культ Неба, имевший отношение к власти вана, и верования, связанные с животными, которые оказывали непосредственное влияние на совершение предсказаний.
Автор подчеркивает роль ритуалов, которые служили для выражения приверженности определенным символическим системам; только самые значимые верования были «подкреплены» ритуалами.
Что касается буддизма, он оказал существенное влияние на народные верования в Трех государствах. Тем не менее, влияние заимствованной идеологии – даосизма, буддизма, конфуцианства – наблюдалось в основном в среде правящих слоев корейского общества. Что касается простого народа, крестьян, то среди них в значительной степени продолжали бытовать шаманские, дошаманские и тотемистические представления о жизни и смерти, о душе и загробном ее существовании.