Аннотация:Работа О.Н. Фокиной посвящена теме, которая очень мало изучена в отечественной и зарубежной историографии, прежде всего, в силу скудности информации, представленной в корейских исторических хрониках, посвященных периоду Трех государств. Автор поставила перед собой задачу изучить и проанализировать те ритуалы и церемонии, которые упомянуты в источнике, по возможности подробно их описать (где и как проводились), а также сравнить ритуалы Трёх государств, определить сходства и различия в церемониях.
Автор посвятила отдельные разделы каждому из Трех государств (Когурё, Пэкче, Силла) и государства Пэкче и Когурё, выделяя в качестве самостоятельных аспектов ритуальной практики жертвоприношения, музыку, пение и танцы, а также цвета одежды чиновников. По результатам исследования автор пришла к выводу, что ритуалы и церемонии могли носить разный характер. Это могло быть назначение наследника, восшествие вана на престол, смерть вана и другие различные события – такие, как завершение войны, поздравления с праздниками, ритуалы, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и другое. В хрониках присутствуют упоминания о поводах для проведения ритуалов и церемоний, однако отсутствуют практические любые подробные описания и данные о порядке проведения. Из этого можно сделать вывод, что одна их первоначальных целей (детальное описание ритуалов) не была достигнута ввиду недостатка данных.
Сравнивая Три государства, автор отметила ряд сходств и различий: так, поводы для проведения государственных и дворцовых ритуалов и церемоний везде были одинаковы. А так как позже Когурё, Пэкче и Силла признали вассальную зависимость от Китая, это сыграло большую роль в дальнейшем становлении их церемоний и ритуалов. Стоит также отметить, что Китай имел большое влияние и на форму и цвета одежды, в особенности чиновников, который придерживались во всех государствах. Во время дворцовых празднеств и ритуалов использовались практически одинаковые музыкальные инструменты. Однако о схожести исполняемой музыке сложно судить ввиду отсутствия достаточной информации.
Автор указывает и на различия в ритуалах Трёх государств, в частности, в Когурё и Пэкче ваны были только мужчинами, когда в Силла ванами могли становиться и женщины. Нельзя также сказать о конкретной схожести или различии в проведении государственных ритуалов в Трёх государствах, так как описания самих ритуалов отсутствует.