Аннотация:Работа Е.А. Чёрной посвящена приметам и обычаям, связанным с явлениями природы, и основывается на изучении средневековых корейских летописей «Самгук саги» («Исторические записи Трех государств») и Самгук юса» («Забытые деяния Трех государств»), причем автор поставила перед собой задачу проанализировать все природные явления, упомянутые в «Самгук саги», и установить, какие из них были хорошими, а какие плохие, выяснить, в случае каких явлений требовалось проведение специальных обрядов, а также классифицировать эти явления. «Самгук юса», будучи по сути сборником буддийских легенд, использовалась в качестве вспомогательного инструмента для верификации информации «официальной» конфуцианской летописи.
В ходе работы автором было выявлено, что приметы и предзнаменования могут быть как положительными, так и негативными. Положительных было значительно меньше, они были связаны с облаками, кружившими во дворе Основателя, а также с растениями. Что касается негативных примет и предзнаменований, то их было большинство. Автор выделяет крупные стихийные бедствия, такие как землетрясения, наводнения, засухи, следствием которых была смерть вана. Считалось, что эти бедствия происходят из-за недостатка добродетельности у вана. Существовали и бедствия меньшего размаха: появление белой радуги, изменение цвета воды на красный, кровавый, желтый туман, а также бури. Обвалы гор также считались дурным предзнаменованием, как и приметы, связанные с небесными явлениями.
Что касается обрядов, то практически все из указанных явлений требовали проведения молений или жертвоприношений с целью нейтрализации последствий этих бедствий. Зачастую молились у алтарей Основателя или предков, в некоторых случаях вызывали монаха для совершения молебствий. Однако по большей части совершать обряд должен был ван, как представитель народа. Кроме того, в тех ситуациях, когда происходили бедствия, указывавшие на недобродетельность вана, правитель лично проводил амнистии, открывал склады с зерном, отказывался от роскошной пищи или же обращался к народу с речью. В некоторых случаях, как, например, с кометами, никакие моления и жертвоприношения не могли ликвидировать негативные последствия явлений.
Автор отмечает, что нельзя с точностью утверждать, что все эти приметы и предзнаменования имели место быть, поскольку летопись «Самгук саги» была именно исторической и не затрагивала глубоко аспекты религиозной жизни. Кроме того, так как летопись много раз переписывалась, многие из явлений могли и не происходить на самом деле.