Аннотация:Курсовая работа А.Е. Шмелевой посвящена достаточно нестандартной теме – проблеме репрезентации в современной культуре Республики Корея двух популярных исторических личностей: последнего императора Кореи Кочжона и его супруги королевы Мин Мёнсон. Нередко мы можем наблюдать, как с течением времени, с изменением общих тенденций развития государства, доминирующих взглядов и убеждений, а также в связи с трансформацией внутренней и внешней политической обстановки меняется отношение к тем или иным историческим фигурам или событиям. На примере многих государств мы можем видеть, как переосмысляется, а иногда и фальсифицируется история. Разумеется, в первую очередь подобные изменения затрагивают поворотные события в истории государства и личностей, которые принимали в них активное участие. Часто эти личности и их действия воспринимаются как крайне противоречивые, что ведет к возникновению нескольких совершенно противоположных точек зрения, как в научных сферах, так и в общественном сознании, и нередко то, какой точки зрения придерживается конкретныйчеловек, определяется его собственными убеждениями. Такими противоречивыми фигурами являются ванКочжон и королева Мин, находившиеся у власти в поворотный период в истории страны на рубеже XIX–XX вв.
Основными задачами автора было наиболее широко охватить изменения в исторической памяти,касающейся всего периода от вступления Кочжона на престол до начала японской оккупации, сравнить, как менялась интерпретация их отношений и изучить, имеет ли место быть определенная корреляция в трансформации трактовок образов Кочжона и Мин, проследить, как в разные исторические периоды образы королевской четы отражались в южнокорейской художественной культуре.
Специфической особенностью исследования является то, что в качестве дополнительных источников был использован ряд медийных произведений: южнокорейские художественные фильмы, сериалы («дорамы») и мюзиклы, начиная с 1950-х гг. по настоящее время. В отличие от письменных источников, таких как, например, летописи, воспоминания современников,газеты и так далее, здесь автору пришлось сосредоточиться на оценке мимики, жестов персонажей,рассматривать подтексты и то, какой эмоциональный отклик та или инаясцена, тот или иной поступок персонажа, должен, вероятно, по замыслусоздателей, вызвать у зрителей. Подобные вещи, безусловно, носятсубъективный характер, но автор постаралась придерживаться четкихописаний, а также сопутствующего текста, чтобы элиминировать возможныеискажения.
Работа разделена на две части. В первой автор дает подробное описание исторического периода и убедительно демонстрирует, что личности вана и королевы в целом вызывали у современников положительный отклик. Вторая часть работы посвящена репрезентации их образов, и автор также приходит к выводу, что в целом образы Кочжона и Мин Мёнсон позитивно воспринимаются современной аудиторией; их считают если не национальными героями, то как минимум не обвиняют в том, что в их правление Корея превратилась в японскую колонию (точка зрения, присутствующая в отдельных западных историографических работах). Также автор обращает внимание, что, поскольку история Кореи не слишком богата примерами выдающихся женщин, не удивительно, что образ королевы Мин обратил на себя внимание как образ женщины, сыгравшей важную роль в истории страны.
Несмотря на специфику выбранной темы, работа А.Е. Шмелевой опирается на ряд авторитетных исторических источников, содержит новаторские элементы, написана хорошим академическим языком и практически свободна от недостатков, связанных со стилистическими и грамматическими ошибками.