Аннотация:Актуальность избранной нами темы обусловлена тем, что все более чаще в современных условиях возникает необходимость решения смысложизненных кризисов. Ведь возникающий кризис, который может развиться в условиях современности, может подавить систему осознанной саморегуляции жизненного пути, в отношении которой смысл жизни в норме выполняет системообразующую, интегрирующую и модулирующую функции. Например, в психологии выделяются два варианта протекания кризиса смысла жизни: конструктивный и деструктивный. При первом, конструктивном варианте наблюдается переоценка личностных смыслов, переориентация на новые жизненные цели и изменение смысловой сферы личности. При деструктивном варианте кризис может приобретать затяжной характер, превратиться в источник психологической деформации личности. Таким образом, от решения данной проблемы зависит продуктивная жизнедеятельность молодого поколения, путь развития современного общества в целом. Чем более углубленно обращаться в суть проблематики – в кризис личности, формирования ценностей, тем более существует вероятность создания такого ценностного и смыслового базиса, который бы смог выдержать постоянно изменяющиеся условия современности.
Объект исследования: личностные особенности молодежи.
Предмет исследования: развитие и кризисы смысложизненных ориентаций молодежи в современных условиях.
Цель исследования: выявить наличие связи между проблематикой смысложизненных ориентаций молодежи с условиями современности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность смысложизненных ориентаций и выявить особенности их проблематики в современном обществе.
2. Охарактеризовать понятие осмысленности жизни и описать смысложизненные ориентации молодежи.
3. Выявить особенности проявления ценностных кризисов у молодежи и обнаружить их решения.
4. Установить наличие и характер связи смысложизненных ориентаций и современных условий в молодежной среде.
Методологической основой исследования является экзистенциальные концепции В. Франкла, И. Ялома и теория психологии смысла Д.А. Леонтьева.