Аннотация: Курсовая работа посвящена рассмотрению интересного аспекта научного наследия М.М.Сперанского – его экономическим воззрениям и их сопряжению с политическими концепциями.
Привычное восприятие М.М.Сперанского как усердного классификатора ранее принятых законов и разработчика новых законодательных актов (из которых далеко не все были подписаны императорами) несколько заслоняет другие ипостаси этого «светила русской бюрократии» – философа, политического мыслителя и даже экономиста.
В последние годы в научной литературе заметен интерес к фигуре М.М.Сперанского, однако должного внимания его взглядам на состояние современной ему экономики и на возможности её реформирования авторы не уделяют. В связи с этим работа Е.С.Васильевой не может не вызвать интереса.
К несомненным достоинствам работы надлежит отнести широкое использование как первоисточников, так и научных монографий, что говорит о комплексном подходе автора к изучаемой проблеме.
Политико-экономические взгляды М.М.Сперанского показаны автором в динамике, что позволяет, пусть и вкратце, проследить формирование его концепций и отметить факторы и условия, влиявшие на их трансформацию.
Е.С.Васильева избегает однозначных оценок, что позволяет ей миновать крайности, распространённые в литературе, посвящённой М.М.Сперанскому – она не стремится увидеть в нём реформатора революционного толка или сановника-консерватора, ей интересна экономическая мысль как таковая в её непосредственной связи с политическими тенденциями тех лет.
Исторические параллели, проводимые автором, лишний раз свидетельствуют о современности идей М.М.Сперанского-экономиста (или о неизбывности проблем, два столетия затрудняющих развитие экономики России, таких как отсутствие юридического равноправия граждан, коррупция, тяжёлое бремя налогов, дефицит инвестиционных капиталов и т.п.).
Автор, признавая, что М.М.Сперанского считать «глубоким экономом» не совсем справедливо, всё же ставит его в один ряд с такими признанными экономистами той поры, как А.П.Куницын, Н.С.Мордвинов, Н.И.Тургенев. Думается, что подобное сравнение допустимо.