Аннотация:Тема курсовой работы, самостоятельно и вполне обоснованно избранная И.Е.Толчельниковым, относится к числу тех малоизученных тем, которые заслуживают пристального внимания со стороны историков философии и, в частности, историков индийской философии. Несмотря на определенные подвижки в осмыслении наследия Шанкары за последние десятилетия, интерес отечественных индологов к комментарию великого адвайтиста на «Бхагавадгиту» можно, пожалуй, назвать непроявившимся. Между тем квалифицированная историко-философская экспертиза «Гитабхашьи» Шанкары позволяет прояснить не только специфику его отношения к комментируемым текстам, но и по-новому взглянуть на его общеизвестные концепции. Именно поэтому следует приветствовать написание И.Е.Толчельниковым работы, которую позволительно оценивать по меркам высокой научной компетентности. Признавая, что трехчастное деление основных йог стало обиходным для традиционного прочтения «Бхагавадгиты», автор подчеркивает оригинальность проводимой Шанкарой дистинкции между карма-йогой в широком смысле и джняна-йогой, и его упорство в отстаивании примата джняна-йоги. Считая базовой характеристикой джняна-йоги джняна-ништху (jñāna-niṣṭhā), которая представляет собой отрешенное безобъектное и жертвующее самим собой знание, И.Е.Толчельников описывает последнюю не как просто отрешение от деятельности, а как прыжок на иной уровень реальности, переход от профанической истины к абсолютной. Вель поскольку философ-адвайтист ориентируется не на вьявахару и связанные с ней власть привычек и легитимацию повседневной ритуальной практики, а на парамартху и посредством самадхи нацеленное на нее отрешение от кармических привязанностей, он демонстрирует готовность не на словах, а на деле уйти от иллюзорного эмпирического мира с его условностями к безусловной реальности Брахмана. Это предполагает как девальвацию значимости ритуализма, так и повышение экспериментально подтверждаемого статуса супратеистического монизма. Такой установкой и определяется, по мнению автора, подход Шанкары к тексту «Бхагавадгиты», подчас кажущийся тенденциозным и сопряженный, в частности, с фактическим замалчиванием бхакти-йоги, которая по-видимому не относилась к числу философских приоритетов Шанкары, но впоследствии стала предметом особого внимания у теиста Рамануджи. Неоспоримыми достоинствами работы являются выверенная методология исследования и опора на тщательное изучение санскритского текста. Второисточники привлекаются по мере необходимости. Автор учитывает различные оценки философии Шанкары, но право соглашаться или не соглашаться с ними он естественно оставляет за собой.