Политические взгляды французской прессы при освещении армяно-азербайджанского военного конфликта (на примере изданий «Le Figaro» и «Libération»)курсовая работа (Бакалавр)
Аннотация:При анализе средств массовой информации часто упоминается, что определенные газеты, телеканалы или радиостанции имеют явно выраженный политический уклон и могут поддерживать определенную политическую силу. Такие мнения звучат во многих странах мира (в том числе, и в России и во Франции). Особенно острое звучание они приобретают на фоне после глобальных конфликтов. Зачастую общественность находит интересным обсуждение самих «заказчиков» различных статей и репортажей, иногда уделяя этому больше внимания, чем фактам. Такие обвинения направлены почти на все СМИ, что приводит к мысли: существуют ли вообще средства массовой информации без политической ангажированности?
Стоит отметить, что мы не обсуждаем случаи передачи ложной информации. Это скорее свидетельствует о качестве работы средств массовой информации, чем об их политической ангажированности. Политическая направленность может проявляться даже тогда, когда издание передает абсолютно достоверную информацию в соответствии с журналистскими стандартами. Тот факт, что New York Times в США, El Pais в Испании или Libération во Франции склонны к левым взглядам больше, чем их конкуренты Wall Street Journal, El Mundo или Le Figaro, не означает, что их качество хуже.
Идеологический уклон может выражаться и в том, о чем пишут или говорят СМИ, и в том, как именно они это пишут и говорят. То есть и за счет фильтрации информации, и за счет ее искажения. Манипуляции, которые совершают журналисты, отбирая необходимые материалы, зачастую приводят к разобщенности между читателями, потому что, даже освещая одни и те же события, средства массовой информации могут по-разному преподносить факты в зависимости от своей политической ориентации. Исследователи выделяют несколько способов, как оценить политическую ангажированность в освещении определенных тем. Прежде всего, текстовый анализ позволяет измерить тональность текста на основе употребляемых слов. Например, экономическая ситуация будет описываться в более негативном свете, если у власти находится представитель «противоположной партии», или будут использованы подходящие словосочетания, чтобы читатель не смог явно выразить сожаление или разочарование, вынести злобу на какого-то политика. Наверняка многие читатели сталкивались с «отрицательным ростом» вместо слова «падение», «стабильность» вместо «стагнации» и пр. в новостных материалах.
Текстовый анализ позволяет понять, насколько отдельные слова и речевые обороты журналистов близки к языку представителей различных партий. Одни и те же события и явления могут описываться разными словами в зависимости от идеологической позиции. Лакмусовой бумажкой в российских СМИ можно назвать крымские события 2014 года: довольно легко понять позицию автора текста про полуостров, увидев на то, какие слова журналист употребляет по отношению к полуострову: «аннексия», «захват», «присоединение» или «освобождение».
Вероятно, что политическая ангажированность СМИ никуда не исчезнет, потому что государство или медиахолдинг, контролирующий прессу, радио или телевидение не является стороной, заинтересованной в прекращении продвижении определенной точки зрения. Поэтому среди молодёжных пользователей большим спросом пользуются Интернет-источники, читатели находят их более объективными и менее предвзятыми. Особенно такова ситуация в России, чего не скажешь о странах европейского континента, в том числе и Франции. Как бы то ни было, традиционные печатные издания здесь не собираются сводить счёты.
Ярким событием, отразившее политическую ангажированность французской прессы стала Третья карабахская война в сентябре 2023 года. Армяно-азербайджанский военный конфликт, который разразился в регионе Нагорного Карабаха, вызвал международное внимание и поднял волну информационного покрытия в мировых СМИ.