Аннотация:В повседневной жизни мы все чаще пользуемся электронными устройствами.
Их производительность с каждым годом увеличивается, растет и потребность в
портативности, в связи с чем все более серьезные требования предъявляются к
источникам энергии для этих устройств, наиболее эффективными из которых
являются вторичные химические источники тока (ХИТ).
ХИТ претерпели огромные изменения за последнее столетие. Ранее они
содержали в своем составе тяжелые металлы, такие как свинец, кадмий и другие,
которые небезопасны для окружающей среды, к тому же такие аккумуляторы обладали
сравнительно низким рабочим напряжением (1-2 В), невысокой удельной
энергоемкостью (менее 60 Вт·ч/кг) и большим удельным весом. В 1912 году начались
работы по созданию ХИТ на основе лития, но лишь в 1991 году компания Sony начала
коммерческое производство литий-ионных аккумуляторов [1]. Литий — легкий
металл с большой плотностью заряда на ионе, что обеспечивает высокий рабочий
потенциал (до 4 В) и высокую удельную емкость, в несколько раз превышающую
характеристики аккумуляторов других типов. На сегодняшний день широко
используются литий-ионные аккумуляторы, принцип работы которых основан на
реакции интеркаляции ионов лития в оксиды переходных металлов (кобальта,
марганца и др.) со слоистой структурой [2]. Однако даже высокая по сравнению с
ранее использовавшимися ХИТ удельная энергия и емкость литий-ионных
аккумуляторов не может удовлетворять всем современным потребностям: для
решения насущной проблемы создания экологически чистых видов транспорта
требуются ХИТ, характеристики которых значительно превышают передовые литий-
ионные аккумуляторы.
В качестве одного из возможных вариантов высокоемких ХИТ были
предложены литий-воздушные аккумуляторы (ЛВА), принцип действия которых
основан на обратимом окислении металлического лития на аноде и восстановления
кислорода воздуха на катоде с образованием пероксида лития [3]. Благодаря легкости
лития и большому запасу кислорода в атмосфере, теоретическая удельная емкость
данного ХИТ достигает 3861 мА·ч/г катодного материала, что на порядок больше, чем
у современных коммерческих литий-ионных аккумуляторов [4].
Поскольку на катоде ЛВА происходит восстановление кислорода из газовой
фазы, для катодов используются углеродные материалы с большой удельной
4
площадью поверхности и высокой каталитической активностью. Кроме видимых
преимуществ углеродных катодов, таких как низкий удельный вес, относительно
низкая стоимость и высокая электропроводность, существуют и недостатки,
обуславливающие проблемы в работе ЛВА. Основной проблемой углеродного катода
является сильное падение удельной емкости уже после нескольких циклов
заряда/разряда (до 30% за 10 циклов) ввиду разрушения катодного материала под
воздействием формирующихся в ходе реакции интермедиатов, преимущественно
надпероксид-радикала, образующегося при восстановлении кислорода в апротонных
среда [5]:
O2 + e
¯ → O2
¯
При этом в различных растворителях кривые гальваностатического
разряда/заряда выглядят по-разному. Интересом для изучения обладает влияние
растворителя на процесс окисления в ходе работы ЛВА. Среди апротонных
растворителей для литий-воздушных ячеек могут быть использованы
диметилсульфоксид (ДМСО), ацетонитрил, диметилацетамид (ДМА), диметоксиэтан
(ДМЭ) и другие [6]. Ацетонитрил известен своей устойчивостью к окислению
кислородом и продуктам разряда ЛВА, а также обладает необходимым окном
электрохимической устойчивости [7].
Непосредственный интерес представляют собой реакции образования
надпероксида лития и реакция его диспропорционирования.
Li+ + O2
¯→ LiO2
2LiO2 → Li2O2 + O2
Протекание этих реакций сильно зависит от используемого растворителя. При
этом скорость диспропорционирования надпероксида лития напрямую влияет на
скорость пассивации поверхности электрода, которая в свою очередь влияет на
разрядную емкость литий-кислородной ячейки. Таким образом определение скорости
данной реакции, а также константы скорости и последующее сравнение этих
параметров в различных растворителях может показать, какой растворитель наиболее
предпочтительно использовать как электролит для литий-воздушных аккумуляторов.
Целью курсовой работы является определение порядка реакции
диспропорционирования надпероксид-аниона в присутствии ионов лития и
определение эффективной константы скорости данной реакции.