![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
В работе впервые предпринята попытка комплексного описания метафоры в психобиологическом, филологическом (лингвистическом и литературоведческом), семиолого-семантическом и социостатистическом аспектах, что диктуется направлением современной научной мысли – лингвистика в интеграции наук. Установлен локально-темпоральный континуум предметного мира акмеистической метафоры как основы художественного мировосприятия и мироотражения объективного мира. Впервые индивидуально-авторская метафорика рассматривается как системообразующий фактор в поэтике художественного текста: выявляется и описывается композиционное устройство метафоры-блока, метафоры-"пенала" и метафоры-"сундука", представляющих тематическую организацию содержания стихотворения. Новым является также постановка социофилологического эксперимента по дешифровке метафоры в поэтической речи и практическое изучение доминантных сегментов текста на лексическом уровне. Теоретическое значение исследования заключается в развитии теории метафоры (её индивидуально-авторской разновидности), представляющей собой определенный этап в изучении языковой универсалии, с одной стороны, и анализа языка художественного произведения, с другой стороны, где данная универсалия играет доминантную роль в формировании поэтики произведения. Изучение метафорики художественного произведения позволяет сделать теоретические обобщения, существенные для установления психобиологического, социолингвистического и лингвостатистического оснований метафоры – её интегративных параметров; осмысления локально-темпорального пространства метафоры в творчестве Н.Гумилева и установления экспрессивно-деятельностных функций в её интенционально-прагматической направленности, этико-эстетическом принципе представления экспрессивности и эмоционально-оценочной значимости в контексте творчества Н.Гумилева. Впервые введены жанровые понятия автопсихографии и автопсихопортрета, в которых описываются творческие этапы биографии художника слова и раскрывается сущность творческого процесса.