![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Проблема лексической организации художественного текста вообще и лирического, в частности, постоянно привлекает внимание ученых. Лексико-семантические исследования на уровне текста имеют разнообразный характер: изучаются принципы организации и взаимозависимости слов, лексическая структура текста, взаимосвязь лексики и персонажей, лексики и автора, лексики и лирического героя и т.п. На фоне антропоцентрической направленности современной лингвистики особое значение приобретают исследования именно лирического текста, в котором взаимосвязь между лексико-семантической структурой, ее конкретным наполнением, лирическим героем и автором наиболее прозрачна. Избранная поэтом лексика, сформированная в его стихах и поэмах лексико-семантическая структура, создают образ лирического героя, отражающий в разной степени образ автора лирического текста. В настоящей работе объектом исследования является сборник поэтических текстов Г.Аполлинера «Alcools» («Алкоголи»). В качестве предмета исследования выступает лексика сборника, участвующая в процессе порождения образа лирического героя французского поэта. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в данной работе впервые делается попытка проанализировать тексты "Алкоголей" Г.Аполлинера и обосновать образ его лирического героя не в парадигме литературоведения, что традиционно предполагает анализ творческого пути поэта и установление его принадлежности к тому или иному художественному направлению, а путем анализа структурной организации его лексики. Научная гипотеза заключается в том, что каждый автор поэтического текста производит отбор лексических единиц в соответствии с его ощущениями, переосмысливая их и придавая им свое собственное значение, которое отражает его внутренний мир. Это новое, личностное, значение лексемы приобретают в результате особой структурной организации лексики, характерной только для данного конкретного поэта. Актуальность работы обусловлена объективной необходимостью изучения механизмов смыслопорождения в лирическом тексте, возрастающим интересом современной лингвистики к проблемам организации внутреннего лексикона художника слова и выделением тех факторов, которые непосредственно влияют на личностный смысл лексической единицы в синтагматической цепи. В ходе анализа были использованы следующие научные методы: - компонентный анализ применялся для исследования значений слов и объединения их в одну лексическую микросистему по определенному интегральному смысловому признаку; - концептуальный анализ, состоящий в выявлении доминантных личностных смыслов; - контекстуальный анализ, который заключается в установлении смысловых связей лексических единиц с целью передачи смысла лирического высказывания, - метод стилистических полей П.Гиро, позволяющий выявить оригинальность авторской лексической структуры на уровне субъективных семантических значений. Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее результатов в теоретических курсах, связанных с изучением нарративного и поэтического текста и с понятием «поля» в лингвистике, и в практике преподавания стилистики французского языка и французской литературы в разделе, посвященном лирическому тексту.