ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
1.Доказательство существования невербального мышления, как психического процесса, существующего на определенных этапах мыслительной деятельности, характеризующихся снятием доминантности речевых механизмов мышления. 2.Изучение нарушения невербального мышления при различной по локализации очагах поражения правого и левого полушарий головного мозга. Разработана специальная методика - задача группирования объемных тел, похволяющая предъявлять эту задачу двумя способами. В одном случае с помощью речевой инструкции; во втором случае только наглялным способом, без речи. Это необходимо для больных с грубыми речевыми нарушениями. Задача предъявлялась группе здоровых испытуемых(контрольная группа), больным с поражение левого полушария, больным с поражением правого полушария. Было показано, что для здровых испытуемых и больных с поражением левого полушария результативность решений была связана только со способом предъявления инструкции и не зависела от степени выраженности речевых нарушений. Что объясняется тем, что речевая инструкция создает повышенное состояние доминатности речевой регуляции мышдения и не позволяеет своевременно перейти в наглядно-образное мышление. В то же время больные с грубым речевым нарушением показали (статически достоверно) значительно больше положительных результатов, даже по сравнению с группой здоровых испытуемых, решавших по речевой инструкции. Группы больных с поражением правого полушария, как задние, так и больные с поражением префронтальных отделов без речевых нарушений не справились с задачей в обоих случаях предъявления инструкции. Было доказано, что мозговым субстратом наглядно-образного мышления является правое полушарие и что правая префронтальная область обеспечивает регуляторную функцию наглядно-образного мышления, задние отделы обеспечивают регуляторную часть. Задача, применявшаяся в исследовании стала важным подспорьем при диагностике поражений правого полушария особенно при отутствии неврологической симптоматики.