ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Непосредственной целью работы было выявление сюжетных констант (инварианта) и комбинаторных возможностей (вариаций) сюжета в обширной группе авторских сказок и фантастических новелл романтического периода. В более широком смысле исследование ставило своей целью рассмотреть отражение этапов познавательного процесса в организации сюжета в определенной жанровой группе эпохи романтизма. Объектом исследования стали 50 авторских сказок и фантастических новелл европейских и американских романтиков (Гофмана, Новалиса, Гауфа, Брентано, Тика, Клейста, Шамиссо, Мериме, Гоголя, Погорельского, Андерсена, Готорна, По), созданные преимущественно в первой половине XIX века. Основные выводы 1. Авторская сказка и фантастическая новелла романтизма повествует о диалектически организованном процессе самоидентификации. В основе ее трехчастной структуры лежит процесс оформления, реализации и ограничения «особенного» (специфического) в индивиде, а именно переход от неразличимости начал (тезис) через оформление и форсированную реализацию индивидуального и подавление общего (антитезис) к свободному взаимодействию (взаимному ограничению) противоборствующих сил (синтез). Основными сюжетными вариациями являются каприччио (полная) и готическая (усеченная) модель: последняя повествует о неудавшейся, прерванной самоидентификации. 2. К типологическим особенностям исследуемой жанровой группы относятся двуплановая образность, ориентация на процесс, а не на событие (что выражается в децентрированной драматургии), цикличность, то есть параллелизм и повторы функциональных цепочек, в том числе устойчивый параллелизм социального и стихийного плана (основного действия и мифологической «рамки»), затем, их постоянная взаимозависимость («стихийный» конфликт порождает конфликт индивидуальный, разрешение индивидуального конфликта снимает мифологический конфликт), изображение внешних событий как результата свободных выборов протагониста, ограничение персонала тремя актантами (герой – манипулятор – объект желания) и повышенная функциональная нагрузка «волшебных предметов» (неординарных ресурсов). 3. Драматургия исследуемой жанровой группы имеет децентрированный характер. Протагонист наделяется относительной автономией, внешнее действие производно от его решений; власть стихийных духов ограничивается созданием ситуации выбора и подстрекательством. Драматургическую основу «большого сюжета» образует восстановление в своих правах ущемленной и вытесненной на обочину хтоники, необходимым условием которого является ограничение и облагораживание последней. Герой выступает посредником, который должен, обуздав хтоническую партию, примирить (например, через брак и совместное пользование спорными ресурсами) две конфликтные стороны на новом витке истории.