![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Современные воздушные суда (ВС) с цифровыми комплексами бортового оборудования наряду с высокой эффективностью имеет и ряд проблем в связи с применением бортовых автоматизированных технологий и вычислителей различного назначения. Одной из серьёзных проблем является влияние температурных режимов работы бортовых цифровых комплексов на их надёжность. Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы диссертационной работы и практической значимости разработки методов поддержания лётной годности ВС с бортовыми цифровыми комплексами при полётах в условиях экстремально низких температур Крайнего Севера, Сибири и Арктики. При проведении работы применены методы системного анализа, физического и математического моделирования, теории надёжности, теории вероятности и планирования эксперимента. Использованы результаты исследований известных учёных в области поддержания лётной годности ВС гражданской авиации. Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в разработке и практической апробации метода климатических испытаний ВС в условиях экстремально низких температур и технологии тепловой компенсации зон уязвимости в бортовых цифровых комплексах современных ВС. При этом получены аналитические соотношения для описания зависимости темпа охлаждения ВС от времени его стоянки при определённых температурах внешней среды (как при свободном охлаждении на открытой стоянке, так и при использовании источников тепла), а также с использованием теплофизических расчётов экспериментально подтверждено изменение температуры ВС, находящегося на открытой стоянке, по времени в соответствии с законом Ньютона-Рихмана. Результаты диссертационной работы в силу своей практической значимости нашли применение в деятельности ряда эксплуатирующих организаций, выполняющих полёты ВС в условиях экстремально низких температур воздуха (авиакомпании: "Сибирь", "Ямал", "Саха Авиалинии"). Новизна и практическая значимость результатов работы нашла подтверждение также при их обсуждении на нескольких научных конференциях: международной, на базе МГТУ ГА (Москва, 2016 г.); всероссийской, на базе ВУНЦ ВВС "ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (Воронеж, 2016 г.); всероссийской, на базе ГосНИИ АС (Москва, 2015); международного семинара Эрбас "EXPAND" (Москва, 2013); международной научно-практической конференции на базе Ульяновского ГУ (Ульяновск, 2012) и др. Рассмотрены теплофизические оценки процесса охлаждения ВС в условиях экстремально низких температур воздуха и возможные методы оценки надёжности современных ВС с цифровым бортовым оборудованием, эксплуатируемых в таких условиях. Приведены результаты экспериментальной отработки и проверки эффективности метода тепловой компенсации при его испытаниях в условиях эксплуатации реальных ВС при экстремально низких температурах воздуха, а также разработанные автором стандартные технологии лётной и технической эксплуатации ВС в рассматриваемых в работе условиях. Указанные технологии реализованы в виде соответствующих разделов эксплуатационной документации ВС, а также научно-технических рекомендаций.