ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объектом исследования в диссертации является система образования России с выделением уровней образования (среднее общее, профессиональное, послевузовское профессиональное). Предметом исследования в диссертации являются показатели системы образования РФ и основные социально-экономические факторы, определяющие ее качество и функционирование на различных уровнях с учетом региональных различий. Научная новизна исследования. Все основные результаты диссертационной работы являются новыми и впервые опубликованы в работах диссертанта. Наиболее значимые результаты, полученные в ходе исследования и составляющие элементы новизны, сводятся к следующему: 1. Выявлены, на основе анализа данных государственной статистики и результатов международных исследований, основные проблемы и факторы, влияющие на качество образования. 2. Предложена система показателей качества образования, оценка которых может быть выполнена с использованием данных государственной статистики. 3. Разработана методология оценки и моделирования показателей качества различных уровней образования, как для России в целом, так и для регионов. 4. Осуществлена оценка качества образования для среднего общего, высшего образования и аспирантуры с учетом региональных особенностей. На основе результатов эконометрического моделирования показана необходимость увеличения расходов на образование, повышения индекса промышленного производства, снижения неравенства доходов. 5. Разработан методический подход к исследованию и моделированию рейтингов показателей университетов, и на основе эконометрических моделей выявлены факторы, определяющие отдельные индикаторы рейтингов, в том числе предпочтения нанимателей и экспертов, численность иностранных студентов. 6. Разработаны рекомендации по повышению качества образования в России с учетом регионального разреза, а также по совершенствованию методологии рейтингования вузов. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретико-методологической и инструментальной базы исследования показателей качества системы образования в России с учетом региональных особенностей. Практическая значимость. Предложены методы и разработаны модели оценки показателей качества среднего общего образования, профессиональных ступеней образования и послевузовского образования. Разработаны рекомендации по совершенствованию показателей, используемых при рейтинговании высших учебных заведений. Сформулированные и обоснованные в диссертационной работе методические подходы к разработке и оценке показателей качества среднего общего образования, профессионального образования и аспирантуры могут использоваться при разработке направлений реформирования системы образования, в процессе совершенствования государственных образовательных стандартов, при определении направлений оптимизации деятельности высших учебных заведений. Достоверность результатов исследования подтверждена корректным использованием теоретических и экспериментальных методов обоснования и моделирования полученных результатов, а также использованием данных государственной статистики за анализируемый промежуток времени (1990-2011 гг.).