ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На данный момент выделен целый спектр ментальных ресурсов благополучного старения: мудрость, экстраверсия, оптимизм, надежда, способность к когнитивной переоценке ситуации (Хазова, 2013; Наумова, 2013; Стрижицкая, 2013;2018; Bowling, 2011; Löffler, 2012; Lundgren, 2015; Zambianchi, 2014; Kuria, 2012; Bjоrklоf, 2013; McKee et al., 2015; Mejía, 2017; Dumitrache, 2018). Постоянно увеличивающийся темп жизни, неустойчивость социальной обстановки требуют от человека позднего возраста интенсифицировать те индивидуальные ментальные ресурсы, которые позволяют эффективно адаптироваться к меняющимся условиям жизнедеятельности (Dumitrache, 2018). В отечественной (Лебедева, 2004; Курышева, 2013; 2014; Балашова, 2016; Вологдина, Рощина, 2014; Киреева, 2010; Микеладзе, 2016) и зарубежной (Cotter, 2017; Fortier, 2018; Teixeira, 2013; Thönes, 2015; Gabrian, 2017) психологии только начинаются исследования по ресурсной роли временной и когнитивно-эмоциональной компетентности. Неоднократно подчеркивалось, что эти компетентности включены в регуляцию разных аспектов жизнедеятельности человека позднего возраста и выступают факторами благополучного старения (Grainger, 2018). Отметим, что изменения в восприятии времени, модели психического (theory of mind), являются составным элементом ряда неврологических и психических расстройств позднего возраста, что позволяет рассматривать эти изменения, как один из биопсихосоциальных маркеров течения старения (Cummings, 2017; Henry et al., 2016; Shiroma et al., 2016; Njomboro, 2017; Thönes, 2015; Teixeira, 2013; Bahadirli, 2013; Allman, Meck, 2012; Olivera-Figueroa, 2015). Эти процессы демонстрируют высокую эффективность в предсказании стратегий адаптации к процессу старения, преодоления психологических последствий травматизации и возможности благополучного старения (Laureiro-Martine, 2017; Natelson Love, 2015). В пожилом и старческом возрастах происходят изменения в когнитивно-эмоциональной (Phillips, Slessor, 2014; Lecce, 2017; Gonçalves, 2018) и временной (Стрижицкая, 2006; Киреева,2010; Микеладзе, 2016; Балашова, 2016; Teixeira et al., 2013; Laureiro-Martinez,2017; Pethtel,2018) компетентностях. Наблюдается неустойчивость в равновесии между истощением и мобилизацией этих ментальных ресурсов, что отражается на способности адаптации к проблемам старости и старения (Kahana, 2012; Bowling, 2011; Löffler, 2012; Lundgren, 2015). В связи с этим возрастает значимость исследований таких ментальных ресурсов благополучного старения, как восприятие времени и модель психического, которые напрямую связанны с удовлетворенностью качеством жизни на поздних этапах онтогенеза.