ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Актуальность исследования Актуальность темы исследования определяется очевидным противоречием между социокультурной практикой, где популярная культура су- шествует как одна из наиболее важных составляющих современной культуры и недостаточной степенью философско-эстетического исследования данного феномена. Несмотря на большое число работ по этой проблеме, содержание самого явления интерпретируется порой диаметрально противоположным образом. Подобная ситуация оправдана тем, что к данной проблематике обрашаются исследователи разных гуманитарных наук, которые вкладывают в концепт принципиально различный смысл. В научной литературе не наблюдается единство относительно онто-, логических, функциональных и эстетических характеристик популярной культуры. Нет общности и в оценке аксиологических констант феномена. Наконец, достаточно неопределенными остаются его феноменологи- ческие пределы. Смысловая «многозначность» концепта проявляет себя наиболее ярко з англоязычной научной литературе, где под «популярным» подразумевается все, что является доступным понимания массового потребителя. Сложность и неоднозначность эстетики популярного, гибкость, мобильность и отзывчивость этой культуры на требования настоящего момента обуславливают необходимость филосовско-эстетического осмысления данного явления по-новому, но с учетом предыдущего опыта его изучения в западной философской и культурологической литературе. Современная эстетика популярного входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало, и, поскольку предмет эстетики - это весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений, постольку и исследование популярной культуры в рамках философско-эстетического анализа представляется обоснованно актуальным и востребованным. Степень научной разработанности проблемы В западной научной литературе ХХ столетия исследования и труды, посвяшенные проблемам популярной культуры, были теснейшим образом связаны с работами, исследующими феномен массовой культуры. Первые попытки теоретического осмысления феномена популярной культуры диссертант относит к 50-м годам ХХ века, ходя подготовка в виде откликов, рецензий и статей критиков, занимавшихся вопросами популярной культуры, велась и на протяжении предыдущих десятилетий, в частности, в период с 1880 по 1950 годы. В годы Второй мировой войны тема эстетики популярного практически не разрабатывалась, но уже со второй половины 1940-х годов она