ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В диссертации проанализированы исследования, посвященные изучению детей, получающих и не получающих поддержку со стороны ближайшего окружения (родителей, других взрослых, друзей) в трудных жизненных обстоятельствах. В эмпирическом исследовании установлено, что образ Я и образ сверстника подростков, воспринимающих социальную поддержку как дефицитную, содержат характеристики, относящие их в группу риска - положительное отношение к алкоголю и наркотикам, слабость эмоциональных переживаний, безынициативность. Позитивным свойством их самовосприятия является положительное отношение к знанием в области культуры и искусства. Оно рассматривается как психологический ресурс развития личностной сферы: прежде всего, эмоций, жизненной активности и межличностных взаимодействий. Показано, что развивающее воздействие на этих подростков оказывает тренинг самопознания и общения: в позитивном направлении трансформируется образ Я: расширяется палитра эмоциональных переживаний, улучшается отношение к взрослым, социальным нормам поведения и принятию самостоятельных и обдуманных решений. Образ сверстника также изменяется в положительном направлении. Образ «Я» и образ сверстника подростков, воспринимающих социальную поддержку как достаточную, содержат характеристики, повышающие их резистентность к вхождению в группу риска и свидетельствующие о их жизненной активности.