ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Интенсивное развитие научно-технических достижений обеспечивает трансформацию традиционных форм коммуникации и информационных процессов, лежащих в основе современной глобализации (Ушаков, 2020). Возрастает конкуренция между различными государствами в распространении информационного контента, что влияет на индивидуальное и коллективное сознание людей в разных странах. В этой связи, становится особенно важным изучение тех представлений, на основе которых складывается образ страны и образ конкретного региона в сознании его жителей, и, в конечном итоге, формируется их идентичность. Изучение трансформации представлений, связанных с образом определённой страны, является одной из важнейших задач психологии, так как «…психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид» (Леонтьев, 1975, с. 64). В связи с этим, представления о своей родной стране являются основополагающим элементом картины мира человека. При изучении данных представлений особенно важной выступает проблема формирования и развития идентичности личности у молодёжи, которая является наиболее уязвимой к психологическому воздействию транснациональных СМИ и информационных потоков как западного, так и восточного мира (Kroger, Marcia, 2011; Матвеева и др., 2014; Fritsche et al., 2018; Солдатова, 2018; Собкин, Калашникова, 2019; Иванников и др., 2020). Именно рассмотрение структуры представлений о родной стране позволяет глубже разобраться в механизмах формирования гражданской и региональной идентичности (Евгеньева, 2004; Galliher et al., 2017; Дейнека, 2019; Яковенко, 2019). Многими исследователями отмечается тот факт, что картина мира человека отражает базовые категории идентичности личности (Berger, Luckmann, 1966; Леонтьев, 1983; Moscovici, 2001; Шестопал, 2008; Петренко, 2009; Белинская, 2018; Катвалян, Костромина, 2018; Дубовская, 2019). А в её основе лежит ведущий компонент – образ родной страны. Именно он является системообразующим представлением в картине мира человека (Матвеева, 2008; Зинченко и др., 2016). Представления о своей родной стране и своём регионе формируются в картине мира человека на основе символов, связанных с историческим развитием страны, и образов героев как носителей идеалов и ценностей (Собкин, Мнацаканян, 2015; Евгеньева, Селезнева, 2017; Кыштымова, Ангеловска, 2018; Литвинов, Матвеева, 2020; Матвеева и др., 2021). Исследователями отмечается, что следует рассматривать «…образ России как многогранное, многоаспектное и многоуровневое представление о стране, государстве и народе у ее граждан и граждан других стран» (Малышева и др., 2012, с. 62). Образ России определяется, как особая система координат, в «которой находит свое отражение национально-государственная идентичность российских граждан» (Евгеньева, Смулькина, Цымбал, 2020, с. 182). В образе России особое место занимают культурные, пространственные и исторические образы и символы, создающие ориентиры психологической, социальной и политической реальности (Евгеньева, Селезнева, 2017). Развитие информационного общества и усиление информационных потоков в значительной степени влияет на ранее казавшиеся незыблемыми границы идентификации человека на телесном, психологическом и социальном уровнях (Заковоротная, 1999; Емелин, Рассказова, Тхостов, 2014; Мельникова, Кутковая, 2014; Карабанова, 2017; Зинченко, Шайгерова, Шилко, 2019; Веракса и др., 2020). Прежние социальные институты разрушаются или трансформируются, что приводит к кризису идентичности человека (Асмолов, Асмолов, 2010; Белинская, 2018; Носкова, 2018; Знаков, 2020; Солдатова, Войскунский, 2021). Если рассматривать структуру идентичности, то в большинстве разработанных авторских моделях региональной, гражданской и этнокультурной идентичности основными составляющими выступают такие элементы, как: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-смысловой (Proshansky, 1983; Keating, 1998; Солдатова, 1998; Степнова, 1999; Raagmaa, 2002; Князев, 2007; Hernández et al., 2010; Киричек, 2011; Fresque-Baxter, Armitage, 2012; Головнева, 2013; Ramos et al., 2016; Зинченко, Шайгерова, 2016). Исследователи приходят к выводу о том, что формирование идентичности и представлений о родной стране является неотъемлемым процессом интеграции человека в систему социальных и культурных отношений, на который в значительной степени влияет ценностный компонент и дихотомия «Мы – Другие», определяющая представления о стране, об определённом регионе проживания индивида (Заковоротная, 1999; Белинская, 2004; Евгеньева, 2004; Шнейдер, 2004; Breakwell, 2010; Суворова, 2016; Евгеньева, Титов, 2017; Дейнека, 2019; Евгеньева, Смулькина, Цымбал, 2020). Несмотря на некоторую проработанность данной проблематики, остаётся открытым вопрос о самой структуре представлений о России у её местных жителей из различных регионов страны и о проявлении в этих представлениях структуры гражданской и региональной идентичности. Именно из этих представлений складываются особенности отношения местных жителей к родной стране, уровень её принятия, формируется чувство патриотизма, влияющее на различные аспекты жизнедеятельности гражданина страны и общества в целом. Цель: выявление категориальной структуры представлений о России и о регионе проживания у молодёжи из различных субъектов страны. Объект: картина мира молодёжи, проживающей в различных регионах страны. Предмет: представления о России и о регионе проживания в картине мира молодёжи из различных субъектов страны. Общая гипотеза исследования: Представления о России и о регионе проживания у молодёжи характеризуются наличием различных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, ценностно-смыслового. Частные гипотезы исследования: 1. Структура представлений о России у молодёжи, проживающей в различных регионах страны, имеет свою региональную специфику и отражает особенности гражданской и региональной идентичности молодежи России. 2. Отношение к образу России у молодёжи, проживающей в различных регионах страны, связано с отношением к образу своего региона проживания. 3. Образ героя России отличается от образа регионального героя в представлениях молодёжи из различных регионов страны. Задачи исследования: 1) Проанализировать основные теоретические подходы и результаты эмпирических исследований в изучении представлений о России в картине мира человека. 2) Проанализировать модели идентичности человека и обосновать необходимость изучения региональной идентичности в рамках психологической науки. 3) Сравнить категориальную структуру представлений о России с категориальной структурой представлений о собственном регионе проживания у молодёжи страны. 4) Рассмотреть образ героя России и образ героя своего региона у молодёжи из различных регионов страны. 5) Исследовать символы, которые связываются в сознании молодёжи с определённым историческим периодом развития страны: образ политического лидера, образ значимой культурной личности, образ главного исторического события, образ географической территории.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Автореферат | Автореферат кандидатской диссертации Литвинова В.Ю. | Litvinov_V.Yu._avtoreferat_dissertatsii.docx | 119,3 КБ | 17 октября 2022 |
2. | Полный текст диссертации | Полный текст кандидатской диссертации Литвинова В.Ю. | Litvinov_tekst_kandidatskoj_dissertatsii.docx | 724,0 КБ | 17 октября 2022 |
3. | Отзыв на диссертацию (другой) | Отзыв 1 рецензента | Otzyiv_1.pdf | 1,5 МБ | 17 октября 2022 |
4. | Отзыв на диссертацию (другой) | Отзыв 2 рецензента | Otzyiv_2.pdf | 11,4 МБ | 17 октября 2022 |
5. | Отзыв на диссертацию (другой) | Отзыв 3 рецензента | Otzyiv_3.pdf | 8,9 МБ | 17 октября 2022 |