![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Понятие «обнуления» невидимого в видимом, с которым диссертантка работала в рамках магистерской диссертации, также связано с концептом пустоты. В искусстве ХХ века пустота – это не просто отсутствие или нехватка чего-то, но полноценная самодостаточная и смыслотворящая категория. Пустота становится визуальной стратегией: ничто само по себе возводится в ценность. На смену предметности приходит беспредметность/бесформенность, которая открывает простор для интерпретаций, характерный для постмодернистского и концептуального искусства. Одной из главных причин появления и популяризации бесформенного является «децентрация» (или даже смерть) субъекта, растворяющегося в абсурде и энтропии. Тем самым пустота в процессе «опустынивания» начинает говорить и обретает особый онтологический статус. Происходит нарочитое «обеднение» феномена и «апология ничто» в контексте «отрицательной эстетики», и это явление в искусстве, как мне кажется, заслуживает философского внимания.