![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
1. Исследование вторичной художественной картины мира в произведениях одного автора направлено на экстрагирование, объективизацию, экспликацию и интерпретацию авторской концепции бытия, в произведениях группы авторов (двух и более) единого «пространственно-временного диапазона» – на выявление общих и специфических средств реализации авторской картины бытия в пространстве искусства, в произведениях группы авторов различных «пространственно-временных диапазонов» – на проведение сравнительного анализа эволюции знаний, представлений, суждений и мнений деятелей искусства о мире, человеке, его ориентациях и возможностях; на выявление средств и способов их организации в пространстве художественного произведения, что невозможно без погружения в единое коннотативное поле, без прочтения дискурсивного контекста, устанавливаемого обществом и культурой в определенных «пространственно-временных диапазонах», без выявления знаково-символической структуры кодирования и раскодирования информации. Вариативность живописи русского авангарда является следствием повышения уровня индивидуализации художественной картины мира. Абсолютное персонализированное творчество осмысляется художником-авангардистом как перманентная ценность и совершенное бытие, основанное на выработке собственного художественного видения, метода и стиля, концептуализации и интерпретации изобразительных и выразительных возможностей живописи на основании интериоризации мотивов и методов личного творчества. Концепция новых систем в искусстве формулируется как теория художественной деятельности с участием эстетического действа. Свобода самовыражения для художника, открыто декларирующего свободу «нового искусства», – это жизненный идеал, высшая цель, выводящая искусство на новую исконно творческую вершину. Многообразие траекторий художественного поиска новой изобразительности и выразительности в живописи русского авангарда (неопримитивизм, абстракционизм, лучизм, кубофутуризм, супрематизм, аналитическое искусство, конструктивизм) обусловлено всем ходом социального, культурного и художественного развития России первой трети ХХ столетия, изменением миропонимания и мироощущения деятелей искусства в контексте исторической событийности предреволюционного и революционного времени. Художественную картину мира, воплощенную в живописи русского авангарда, характеризуют примат трансцендентного сознания, вера в развитие человеческих возможностей и способностей к иному восприятию мира и вселенной, интериоризация как основа познавательной деятельности человека, всеединство и единство всех видов художественной деятельности (синтез искусств), инновативность творчества, ориентация творчества на будущее, самосовершенствование и совершенствование мира. В роли экспоненты художественной картины мира в живописи выступает визуальный образ, поскольку его художественная форма наделена способностью воплощать то содержание, которое устанавливает автор, исходя из сформированной в его сознании первичной художественной картины мира. Базовые модусы художественной картины мира в живописи репрезентируются средствами образов-подобий, образов-метафор, образов-олицетворений, образов-аллюзий, образов-символов, образов-абстракций, образов-алогизмов, образов-линий, образов-лучей, образов-конструкций, образов-композиций и образов-импровизаций, отражающих или выражающих внешний план бытия природы, человека, общества, культуры в их визуально-предметном статусе, внутренний план бытия природы, человека, общества, культуры – в их эмоционально-чувственной и гносеологической освоенности.