ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Несмотря на то что изучение эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности педагогов стало традиционным для со-временной психологии, в настоящее время не разработана интегративная теория, объясняющая в единстве внутренние механизмы, структурные особенности социальной, эмоциональной и регуляторной компетентности педагога, ее функции в профессиональной деятельности. Такой концепцией, разрабатываемой в данном исследовании, является концепция эмоционального интеллекта. В данном исследовании изучаются представления о личности продуктивного педагога у родителей, учащихся, психологов и учителей; исследуются особенности развития эмоционального ин-теллекта педагогов с различным уровнем продуктивности деятельности и студентов; основные факторы развития эмоционального интеллекта педагогов; предложена акмеологическая программа развития эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогического вуза, подтверждена ее эффективность. Цель исследования: выявление особенностей акмеологического раз-вития эмоционального интеллекта педагогов различных уровней продуктивности деятельности и студентов педагогического института, взаимосвязи эмоционального интеллекта с успешностью профессиональной деятельности. Предметом акмеологического исследования является эмоциональ-ный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности педагогов. Объект исследования – педагоги средних школ г. Пскова и Псков-ской области с различным стажем работы, ученики средних школ и их родители, студенты педагогических вузов гг. Пскова и Санкт-Петербурга. Для проведения акмеологической исследовательской работы были привлечены три группы экспертов в следующем составе: школьные психологи – 25 человек, ученики школ – 128 человек, родители учеников – 72 человека; две группы учителей: экспериментальная с высоким уровнем продуктивности деятельности, и контрольная, группа работающих учителей, объем выборки – 62 человека; студенты педагогических вузов, обучающиеся в традиционной академической форме и участвующие в направленном развитии эмоционального интеллекта, объем выборки 199 человек. Всего респондентов 486 человек. Гипотезы исследования: 1. Существует зависимость между уровнем развития и структурой эмоционального интеллекта учителей и стажем работы; между особенностями развития эмоционального интеллекта в целом и различными компонентами, определяющими продуктивность профессиональной деятельности учителей средних школ. 2. Существует взаимосвязь между проблемно-ориентированными и активными методами социально-психологического обучения и развитием эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений. Задачи экспериментального исследования были поставлены в соот-ветствии с его целью и гипотезой. В работе были сформулированы сле-дующие акмеологические задачи. 1. Выявить систему представлений о личности продуктивного педагога у различных субъектов школьной образовательной среды. 2. Определить уровень развития эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов у педагогов с различным уровнем продуктивности и студентов педагогического института, а также выявить специфику структурных взаимосвязей и основные факторы эмоционального интеллекта педагогов с различным стажем работы и студентов педагогического института. 3. Выявить уровни продуктивности профессиональной деятельности педагогов и осуществить сравнительный анализ выраженности эмоционального интеллекта педагогов различных уровней успешности деятельности. 4. Осуществить структурный анализ показателей эмоционального интеллекта и успешности деятельности педагогов. 5. Исследовать динамику развития эмоционального интеллекта студентов педагогического института в процессе обучения и разработать акмеологическую программу развития эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогического вуза и проверить ее эффективность. Теоретико-методологической основой работы послужили: 1. Принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). 2. Системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов). 3. Гуманистические концепции самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс). 4. Основные положения акмеологии о продуктивности профессиональ-ной деятельности (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Реан). 5. Концепция эмоционального интеллекта личности (Д. Гоулмен, Дж. Майер, П. Саловей и др.). Методы и методики исследования. В работе были использованы методы письменного опроса, психодиагностические методы, метод акмеологиче-ской экспертизы. Психодиагностический комплекс включал следующие методики: авторскую анкету выявления представлений об эмоциональном интеллекте, опросник общих эмпатийных тенденций (А. Меграбиан, К. Эпгитейн), опросник «Способность педагога к эмпатии» (И.М. Юсупов), опросник «Коммуникативная толерантность» (В. В. Бойко), тест на определение терпимости, тест на определение ассертивности, методику диагностики самооценки и уровня притязаний (модификация методики Дембо-Рубинштейн), факторный личностный опросник (Р. Кеттелл), методику «Профессионализм личности учителя» (И. И. Рыданова), анкету по выявлению стиля партнерского взаимодействия (С. П. Иванова), авторскую анкету “Идеальный педагог”, анкету для родителей ( О.В. Фролушкина), методику «Определение уровня развития эмпатии коллег» (Т.П. Гаврилова). Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые изучается акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и определяется его роль в продуктивности их профессиональной деятельности. Разработан и впервые применен оригинальный методический комплекс акмеологического изучения эмоционального интеллекта учителей, изучены акмеологические закономерности развития эмоционального интеллекта у студентов педагогических учебных заведений. Практическая значимость исследования заключается в создании эффективной акмеологической программы развития эмоционального интеллекта у студентов педагогических вузов, интегрирующей проблем-но-ориентированные и активные социально-психологические методы, а также в возможности применения полученных данных для профотбора и профориентации будущих педагогов, на семинарах повышения продуктивности деятельности учителей и тренингах профилактики профессиональной деформации личности, эмоционального выгорания педагогов. Выводы и рекомендации по результатам исследования могут быть использованы при повышении квалификации и аттестации учителей, а также в работе педагогов, практических психологов-акмеологов в средних и высших учебных заведениях. Положения, выносимые на защиту: 1. Эмоциональный интеллект есть способность к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, основными компонентами которой выступают эмпатия, терпимость (толерантность), ассертивность, самооценка личности; уровень развития эмоционального интеллекта опосредует продуктивность педагогической деятельности. 2. Свойства эмоционального интеллекта продуктивных педагогов связаны с важнейшими профессионально значимыми характеристиками личности и опосредуют продуктивность их деятельности: у педагогов, не достигших вершин профессионализма в своей работе, эмоциональный интеллект проявляется в педагогическом общении, но не опосредует процессы обучения; ориентация на повышение успеваемости без учета личностных особенностей школьников характерна для учителей зрелого и пожилого возраста, придерживающихся монологических, авторитарных форм педагогического взаимодействия. 3. Уровень развития эмоционального интеллекта студентов существенно не изменяется в процессе академического обучения в педагогическом институте; разработанная в исследовании акмеологическая программа, сочетающая проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, является эффективным средством развития эмоционального интеллекта студентов. Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается валидностью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении. Апробация исследования: основной теоретический материал и ре-зультаты эмпирического акмеологического исследования изложены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры и научных конференциях Псковского педагогического института и Псковского областного института повышения квалификации работников образования. Полученные данные включены в программы спецкурсов и педагогических практик для студентов и слушателей факультета повышения квалификации. Справки о внедрении исследования - в приложении. Практическая апробация и внедрение полученных в исследовании данных, выводов, рекомендаций осуществлены автором в процессе про-фессиональной подготовки студентов в педагогическом институте, на курсах повышения квалификации учителей в ПОИПКРО, а также в ряде средних школ г. Пскова и Псковской области.