ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Полиэтническая компетентность основана на знаниях этносов и опыте полиэтнического взаимодействия, предполагает толерантность между представителями разных этносов. Основой развития полиэтнической компетентности является позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности, а эмоциональный интеллект как потенциал этнической толерантности. Для развития полиэтнической компетентности у специалистов и студен-тов необходимо: 1) исследование социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью (ученики, родители); 2) диагно-стика существующего уровня развития полиэтнической компетентности (учителя, студенты, будущие специалисты образования); 3) знание акмеологических условий и факторов развития полиэтнической компетентности как социальной ценности; 4) авторские акмеологические средства развития полиэтнической компетентности. Цель исследования заключается в обосновании нового направления ак-меологии – этноакмеологии образования, включающей в себя разработку акмеологической концепции становления и развития полиэтнической компе-тентности субъектов образования. Объект исследования – полиэтническая компетентность субъектов образования (ученики начальной и средней школы, родители, студенты высших учебных заведений, специалисты образования). Предмет исследования – условия и средства развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов, будущих специали-стов образования. Гипотезы исследования: 1. Акмеологическая концепция становления и развития полиэтнической компетентности специалистов образования основывается на новых акмеологических подходах и принципах, включающих показатели профессионализма, компетентности деятельности в полиэтнической среде и личности специалиста, ее способности к саморазвитию и самореализации. 2. Полиэтническая компетентность специалиста образования представляет собой сложный феномен, имеющий гибкую структуру, меняющуюся в зависимости от конкретной среды; она включает в себя дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно-стереотипную, эмоционально-волевую компетентности, каждая из которых состоит из культурно-когнитивного, индивидуально-личностного и поведенческого компонентов личности. 3. Развитие полиэтнической компетентности будущих специалистов в вузе возможно авторскими образовательными программами, направленными на развитие этносознания, этноидентичности и этнотолерантности, полиэтнической компетентности в целом. Полиэтническую компетентность важно начинать развивать с первого курса обучения в вузе, т.к. в процессе профессионализации это развитие может носить комплексный характер. 4. Акмеологические авторские программы оптимизации развития полиэтнической компетентности субъектов образования будут способствовать становлению и развитию целостной полиэтнической образовательной среды, если: - будет периодически проводиться мониторинг оценки качества процесса и качества результата полиэтнического образования, с учетом оценки результатов и их сравнения с предыдущими результатами будут разрабатываться и внедряться авторские акмеологические программы; - акмеологические программы будут применяться комплексно и в отно-шении всех субъектов образования; - будет учитываться этнический потенциал, возрастные и деятельно-стные особенности субъектов; - будут включаться активные социально-психологические и акмеологические тренинги, оптимизирующие осознание этнической идентичности, развитие этносознания и этнотолерантности. Задачи исследования: 1. Разработать научное теоретическое обоснование нового направления акмеологии – этноакмеологии и ее концепции становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, исследовать психологические проблемы образовательной среды полиэтнических регионов (Псковской области, Республики Беларусь, Эстонии и Латвии). 2. Определить содержание полиэтнической компетентности, разрабо-тать акмеологическую концепцию становления и развития полиэтнической компетентности субъектов образования, осуществить ее методологический анализ. 3. Выявить этнические особенности, этнотенденции и удовлетворенность образовательной средой среди учащихся общеобразовательной школы (начальной школы, среднего и старшего звена обучения) и их родителей разных национальностей с целью выявления социальной потребности в специалистах с развитой полиэтнической компетентностью. 4. Определить уровень развития полиэтнической компетентности специалистов образования и студентов образовательного пространства Псковской области, Республики Беларусь, Эстонии и Латвии, осуществить сравнительный анализ полиэтнической компетентности; определить особенности становления и развития эмоционального интеллекта как ресурса (потенциала) развития этнической толерантности субъектов образо-вания. 5. Осуществить анализ проблем современного вузовского образования в связи с переходом на европейскую модель обучения и разработать проект совершенствования качества подготовки будущих специалистов полиэтнического образования. 6. С целью оптимизации развития полиэтнической компетенции разработать и внедрить научно-практическую площадку «Полиэтническая компетентность в начальной школе» и акмеологические программы «Этническая толерантность младшего школьника», «Этническая толерантность подростка», «Этническая толерантность родителей» в работу муниципального образовательного учреждения. 7. Разработать и внедрить паспорт полиэтнической компетентности и на его основе разработать акмеологические программы оптимизации полиэтнической компетентности студентов и включить их в работу высшего профессионального учреждения, выявить их развивающий эффект. Методологической базой исследования являются: - субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В. Знаков, С.П. Иванова, Е.Ю. Коржова, Е.А. Серги-енко); - теории социализации и социально-психологического развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, В.Г. Асеев, С.А. Беличева, М.Р.Битянова, Л.И. Божович, А.Л. Журавлев, Г. Крайг, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н. Обозов, Т.Шибутани); - теории поликультурного образования (А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю. Яковец, Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман), теории философии образования (С.В. Девятова, В.И. Купцов, Н.Р. Сидоров), акмеологии профессионализма (В.Г. Асеев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина), акмеологии образования (Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, М.А. Манойлова, Н.М. Полетаева), теории проектирования национально - региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации (А.Б.Панькин), теории формирования «образа мира» (С.Д. Смирнов); - теории этнологических особенностей личности субъекта, разрабатываемых в личностно - ориентированном образовании (Е.В. Бондаревская, В.И.Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), этнопсихологии (Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько), социальной синергетики и теории наций (В.П. Бранский), концепции о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философских и этнографических исследованиях и этнологических теориях; современных теориях этноса и этнического развития, антропологии (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Г. Гачев, Э.С. Маркарян, Л.Г. Почебут, П.А. Сорокин, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид и др.); на концепции использования народного опыта в развитии детей (Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, С.И. Фомина и др.); - компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, В.П. Безду-хов, В.А. Болотов, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.В. Кузьмина, Э.А. Максимова, Н.Ф. Радионова, Дж. Равен, В.В. Сериков, В.Н. Софьина, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др); - структурно-системный и структурно-функциональный подходы к личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Н.И. Бондаренко, Ю.М. Забродин, А.Г. Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Свенцицкий, В.Н. Софьина, Г.В. Суходольский, В.А. Ядов, В.А. Якунин и др.); - теории активного социально-психологического и акмеологического обучения (И.А. Баева, Ю.Н. Емельянова, А. Либина, Г.И. Марасанов, Е.В. Сидоренко, Л.В. Петровская, Н.Т. Оганесян, П.А. Ситников); - теории психологии трудных жизненных ситуаций и совладания с ними (Л.И. Анцыферова, Е.В. Битюцкая, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Е.Ю. Коржова, Е.А. Сергиенко). Общий методологической установкой эмпирической части являются: принцип изменения субъекта методами социально-психологического и акмеологического воздействия; созидательная деятельность субъекта опирается на этническую принадлежность и предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку.