ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Диссертационная работа представляет результаты эмпирического исследования особенностей становления автономии (самостоятельности) у младших школьников с разными типами привязанности к матери. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, важностью конструкта автономии для становления зрелой личности (об этом свидетельствует и практика психологического консультирования) и, с другой стороны, крайне слабой степенью исследованности автономии в младшем школьном возрасте, предшествующем подростковому возрасту – ключевому для ее развития. Основные научные результаты диссертации состоят в том, что изучено и разносторонне охарактеризовано становление автономии младших школьников с тремя основными типами привязанности к матери: надежной, избегающей и амбивалентной, в частности, автором обнаружено, что ненадежная привязанность, в отличие от надежной, создает предпосылки для вынужденно «ранней» автономизации младшего школьника, что соответствует неблагоприятному варианту эмоционально-личностного развития; выявлены возрастные и индивидуально-типологические особенности привязанности к матери младших школьников; установлены возрастные тенденции развития разных аспектов самостоятельности на протяжении от старшего дошкольного до младшего подросткового возраста; показано, что становление автономии происходит в условиях активного взаимодействия матери и ребенка (сорегулирования действий и поведения), которое в свою очередь зависит от типа привязанности к матери; выделены и описаны особенности межличностных отношений и поведенческие особенности у детей с разными типами привязанности к матери.