ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Диссертационная работа представляет результаты эмпирического исследования становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков. Актуальность работы обусловлена резким дефицитом исследований становления комбинаторных структур мышления, важностью комбинаторных способов рассуждения в общей структуре научного мышления, а также крайне низкой успешностью овладения ими не только в условиях стихийного развития, но и в рамках школьного обучения. Основные научные результаты диссертации состоят в том, что изучено и разносторонне охарактеризовано становление комбинаторного мышления младших школьников и подростков в трех типах условий (стихийное развитие, школьное обучение, целенаправленное формирование); установлена значительная индивидуальная вариативность уровня комбинаторных представлений у современного поколения отечественных школьников; показана принципиальная недостаточность стихийного опыта и необходимость специально организованной пропедевтики комбинаторных понятий; раскрыто содержание ориентировочной основы действий по составлению комбинаторных соединений; разработана методика формирования обобщенного способа решения комбинаторных задач и на ее основе созданы два варианта обучающей программы, учитывающие возрастные особенности усвоения младших школьников и подростков; установлен и прослежен в динамике значительный развивающий эффект освоения учащимися комбинаторного способа рассуждений в контексте общего умственного развития; получены эмпирические данные, свидетельствующие о целесообразности введения раздела о комбинаторике в программу по математике начальной школы (при условии соответствующего способа ее преподавания).