![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Становление когнитивный функций рассматривается в русле системной парадигмы в общей психологии, развитие анализируется как целостность, детерминированная биологически и социально. Результаты исследования вносят вклад в развитие психологических представлений о закономерностях и детерминантах развития. Роль факторов генотипа и среды исследуется на длительном отрезке онтогенеза – от 6 до 16 лет, в периоды качественной перестройки когнитивной сферы. Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что качественные изменения когнитивных характеристик в процессе развития связаны с изменением механизмов генотип-средовой регуляции признаков. Обучение является фактором, который опосредует изменение генотип-средовых соотношений в изменчивости когнитивных характеристик. Показано, что стабильность когнитивного развития, процессы когнитивной дифференциациии и интеграции в онтогенезе находятся под влиянием генотипа. Выявлено, что более высокому уровню интеллекта соответствует большая когнитивная дифференцированность; невербальный интеллект играет значимую роль в поддержании стабильности когнитивного развития. Совокупность полученных фактов позволила выявить важные закономерности становления целостного интеллекта.