ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В XXI веке образование - одна из главных сфер человеческой деятельности: оно рассматривается как ведущий фактор социально-культурной и экономической модернизации общества в условиях глобализации, повышения уровня конкурентоспособности и высоких темпов информационно-сетевого развития. Современный этап становления российского образования характеризуется приоритетом конструирования личностно значимого знания на основе самостоятельного освоения информации, повышением меры ответственности за выбор стратегий саморазвития, становлением нового типа личности, отличающейся активностью, готовностью к постоянному повышению уровня профессиональной и личностной культуры. Основные цели образовательной политики России, определенные в таких государственных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и других, направляют усилия научно-педагогической общественности на поиск новых подходов, разработку моделей и технологий, способствующих достижению качества образования, соответствующего требованиям, необходимым для вступления нашей страны в мировое образовательное пространство. Ведущая цель высшего профессионального образования становится в этом контексте подготовка компетентного работника, свободно владеющего своей специальностью и ориентирующегося в смежных видах деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, профессионально мобильного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В отношении к профессиональной подготовке современного учителя данные требования определяют необходимость повышения качества образования, его направленность не только на получение определенной суммы знаний, но и на развитие эмоционально-чувственной сферы студентов, их творческого потенциала и готовности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Все это подтверждает необходимость активизации педагогического потенциала освоения художественной культуры, сущность которой ученые связывают с духовной деятельностью и развитием системы ценностных ориентации (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, А.Я. Флиер и др.). По мнению М.С. Кагана, только художественная культура соединяет в себе познавательную, оценочную, обозначающую и коммуникативную функции. В науке обоснована специфика художественной культуры: выделены ее характеристики во взаимосвязи внутреннего мира и многообразия символов (В. Дильтей), раскрыты принципы создания культуросообразной образовательной среды (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр и др.). Вопросам взаимосвязи творческого развития личности и художественной культуры посвящены работы А.С. Асмолова, И.С. Якиманской и др. В целом в науке доказано, что освоение художественной культуры оказывает многогранное влияние на человека посредством силы и выразительности образов, направляющих его на постоянное совершенствование и познание многообразия окружающего мира (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев и др.). В данном исследовании акцент делается на проблематике профессионального становления студентов педагогических вузов, представляющей собой динамичный, многоаспектный, осознанный и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение высокого уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности. С позиций исследования очевидно, что этот процесс эффективнее протекает на основе глубокого освоения духовных и эстетических ценностей, заложенных в художественной культуре. Он направлен на развитие таких необходимых для педагога качеств личности, как мотивация к постоянному самосовершенствованию, расширение культурного кругозора, повышение уровня овладения профессионально значимыми знаниями и компетенциями, адекватная самооценка и способность к выстраиванию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, творческая активность и готовность трансляции нравственно-эстетических идеалов учащимся. Ряд диссертационных работ последнего десятилетия посвящен различным аспектам влияния художественной культуры на развитие личности: раскрыты структурные составляющие эстетического сознания, описаны направления развития художественного восприятия (Е.Ю. Ежова, Е.П. Олесина), выявлен логико-гносеологический аспект создания художественной картины мира (Л.С. Пестрякова), определены педагогические условия ее формирования у будущих учителей изобразительного искусства (Ган Лю) и т.д. Между тем такой аспект освоения художественной культуры, как ее потенциал в профессиональной подготовке студентов, в частности, будущих педагогов, обстоятельно и детально исследован не был. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий между разработанными теоретическими подходами к освоению художественной культуры и недостаточно исследованными условиями реализации этого процесса в практике высшего образования, включая современные технологии профессионального становления будущих педагогов. С учетом выявленных противоречий обозначена проблема исследования: каковы факторы освоения художественной культуры, эффективно влияющие на профессиональное становление студентов в современном педагогическом вузе? Состояние теории и потребности практики в модернизации учебно-воспитательного процесса будущих учителей определили выбор темы исследования: «Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя».
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Автореферат | 01005539230.pdf | 533,8 КБ | 22 февраля 2017 | |
2. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofitsialnogo_opponenta__A.I._Scherbakova.pdf | 925,7 КБ | 23 февраля 2017 | |
3. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofitsialnogo_opponenta_A.M._Nemirskij.pdf | 455,6 КБ | 23 февраля 2017 | |
4. | Отзыв на автореферат | Yu.V._Mann.pdf | 471,0 КБ | 23 февраля 2017 | |
5. | Отзыв на автореферат | T.V._Nadolinskaya.pdf | 7,2 МБ | 23 февраля 2017 | |
6. | Отзыв на автореферат | I.A._Korsakova.pdf | 1007,7 КБ | 23 февраля 2017 | |
7. | Отзыв на автореферат | N.I._Kiyaschenko.pdf | 596,6 КБ | 23 февраля 2017 | |
8. | Отзыв на автореферат | A.A._Nesterova.pdf | 9,5 МБ | 23 февраля 2017 | |
9. | Состав совета | 614-nk_sostav_soveta.pdf | 153,0 КБ | 23 февраля 2017 | |
10. | Отзыв ведущей организации | Otzyiv_veduschej_organizatsii.pdf | 1,2 МБ | 23 февраля 2017 | |
11. | Полный текст диссертации | Dissertatsiya_M.A._Lazarev.pdf | 1,9 МБ | 4 июня 2018 |