![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Предмет исследования: дидактическая организация становления коллизийной личностной функции младших школьников в образовательном процессе. Гипотеза исследования состоит в представлении о том, что уровни реализации коллизийной личностной функции у младших школьников повысятся в том случае, если в образовательном процессе будут реализованы следующие условия: - формирование у младших школьников субъективной модели учебного мате-риала, адекватной оригиналу; - предоставление учителю возможности отбирать или самостоятельно конст-руировать задания на обнаружение противоречий, отвечающих принципам «продуктивного выхода», «нарастания самостоятельности» и «тренинга»; -организация психолого-педагогической поддержки процесса становления коллизийной личностной функции школьников, выражающейся в целенаправлен-ной работе по обогащению лексики детей такими понятиями, как «противоречие», «противоположность» и выражениями «мне кажется», «постараюсь доказать свою точку зрения», «разрешите высказать свое предположение», «повторите (уточните) свою точку зрения» и др.; в организации совместной работы учителя и учащихся по преодолению психологического барьера при высказывании и доказательстве своего мнения (пусть даже ошибочного); в выработке соответствующих правил по ведению диалога с целью установления доверительных отношений и т.д. Научная новизна заключается в том, что - раскрыта сущность коллизийной личностной функции как личностной спо-собности, реализуемой в деятельности по обнаружению противоречий, которая удовлетворяет потребность человека в ясности, простоте, упорядоченности, завершённости и в понимании; - впервые определены, теоретически и экспериментально обоснованы дидактические условия, обеспечивающие становление исследуемой функции в образовательном процессе; - выявлены критерии реализации коллизийной личностной функции младших школьников; - обнаружены и охарактеризованы уровни реализации младшими школьниками коллизийной личностной функции.