![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Исторический опыт Российской империи и СССР в XX столетии свидетельствует, что важным фактором сохранения их суверенитета и территориальной целостности, обеспечения политических, экономических, военных интересов на юге являлся Черноморский флот, дислоцированный в Севастополе и в Крыму. Глубокий внутренний кризис и последовавший за ним распад многонациональных Российской империи и СССР дважды за одно столетие вызывали возникновение сложной территориальной и этнополитической проблемы Крыма и Севастополя, а вместе с ними и военно-политической проблемы Черноморского флота. Решение 1954 года о передаче Крыма из РСФСР в УССР и переподчинение Севастополя вступали в противоречие с историческими традициями российской государственности, наносили ущерб территориальной целостности и защищенности Российской Федерации, явились основной политико-правовой предпосылкой возникновения проблемы Черноморского флота и Севастополя после распада СССР. Длительная неразрешённость проблемы Черноморского флота и Севастополя после распада СССР оказывала дестабилизирующее влияние на политическую стабильность и развитие федеративных отношений в самой России, её позиции в регионе Чёрного моря, взаимоотношения Центра и субъектов федерации, вызывала осложнения на международном уровне. Политико-правовое разрешение проблемы Черноморского флота и Севастополя на компромиссной и сбалансированной основе являлось единственно возможным и верным, позволявшем избежать опасности "балканизации" региона и сохранить международную стабильность, добрососедские отношения и межнациональное согласие. Новые реалии и вызовы начала XXI столетия в регионе Чёрного моря, интересы укрепления безопасности и территориальной целостности Российской Федерации обуславливают необходимость совершенствования политико-правовых основ базирования Черноморского флота в Севастополе и в Крыму.