ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объект исследования – различные виды сочетаемости в учебных словарях современного английского языка. Целью диссертации является выявление достоинств и недостатков отражения сочетаемости в известных английских учебных словарях различных типов с точки зрения русскоязычного пользователя и определение основных параметров модели двуязычного учебного словаря сочетаемости, ориентированного на данную категорию читателей. Основными методами исследования послужили описательный метод; метод лексикографического анализа, выработанный отечественной школой лексикографии; метод сравнительно-сопоставительного анализа, известного в мировой лексикографической практике как dictionary criticism; а также социологические методы, позволяющие исследовать требования, предъявляемые к словарям, и навыки пользователя, или, согласно, международной лексикографической терминологии, user’s perspective. Научной новизной работы является всестороннее описание сочетаемости в авторитетных учебных словарях различных типов конца XX и начала XXI веков; проведение эксперимента, выявляющего особенности использования информации по сочетаемости в различных лексикографических изданиях русскоязычными пользователями; а также создание модели словаря сочетаемости для данной категории читателей и разработка упражнений по оптимизации навыков пользования словарём. Актуальность работы заключается в необходимости развития учебных словарей сочетаемости, предназначенных для иностранных студентов и позволяющих изучать английский язык в контексте употребления, что отвечает последним требованиям методики коммуникативного обучения иностранным языкам. Теоретическая ценность диссертации обнаруживается в исследовании всех видов комбинаторных возможностей слов, выявляющем существующие недостатки и преимущества лексикографического описания сочетаемости, что позволит привести к усовершенствованию методов, используемых в практике составления словарей для создания информационных категорий, отражающих комбинаторику лексических единиц. Практическое значение работы и область применения: результаты исследования особенностей лексикографической обработки различных типов сочетаемости на материале отечественных и зарубежных учебных словарей современного английского языка могут найти свое применение в вузовской практике (в курсах лексикографии, лексикологии, практического английского языка) и при составлении одно- и двуязычных общих и специальных учебных словарей.