ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, традиции и образ жизни. У каждого народа сотни лет существует собственная укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Следуя указаниям, мы стремимся воспитывать подрастающее поколение в духе прогрессивных традиций и передовой морали, прививая ему положительные качества характера, внедряя в жизнь хорошие народные обычаи.По мере развития общества, общественных отношений возникают новые, подчас достаточно слохшые задачи в системе воспитательной работы. На каждой ступени своего развития общество ставит перед семьей, школой и другими воспитательными заведениями все новые и новые задачи. Эти особенности воспитательной работы на современном этапе требуют научно-исследовательской работы по поиску и выявлению новых, более совершенных и эффективных способов воздействия на умы людей, особенно людей молодых. Педагогические взгляды классиков персидско-таджикской литературы, в течение многих веков завоевывавшие умы читателей, имеют свои особенности и охватывают все стороны воспитания. Эти произведения призывают воспитывать детей и юношество в духе гуманизма и высокой морали; прививать у них скромность, вежливость, чуткость, трудолюбие, щедрость, чувства товарищества и дружбы; учат их мужеству, ненависти к врагам, беззаветной любви к родине и самопожертвованию во имя ее процветания. Классики постоянно говорили также о необходимости овладения науками, физиологическом и физическом развитии личности.Педагогические воззрения Фаридаддина Аттора являются весьма разнообразными и многогранными и, по словам одного из исследователей его произведений, мыслитель высказал своё мнение почти обо всех важнейших вопросах жизни. Они охватывают широкий круг проблем, в них можно найти ответы на многие зопросы нравственности богатых советами, наставлениями, мудростью, имеют великую воспитательную силу и играют огромную роль в воспитании добрых нравов.Педагогические учения Фаридаддина Аттора и в наше время не потеряли свою теоретическую и практическую ценность. Особенно в такие дни, когда наше общество охватывает не только экономический, но духовный и моральный кризис, полезные советы мыслителя имеют особое значение. Педагогическое учение Фаридаддина Аттора по своему содержанию гуманно, оно с самого начала и дс конца пронизано идеями человеколюбия. По его мнению, каждый человек должен творить добро и приносить пользу людям. Если человек, напротив, постоянно и преднамеренно причиняет людям и обществу зло, он должен быть отвергнут и презираем. Мыслитель приходит к выводу, что если человек будет проявлять справедливость и скромность, будет менее упрям и назойлив в отношениях с другими людьми, го он в большей степени будет уважаем ими. Если он добавит к этому благородство, искренность и сострадание по отношению к ним, то без сомнения заслужит их любовь. Но именно эти два качества: справедливость и скромность - и есть два плода добродетельного и благородного образа жизни, В целом все нравственные явления и моральные качества Фаридаддин Аттор рассматривает1 через призму разума. С его точки зрения, разум создаёт добронравие человека, помогает ему подавить страсти, преодолеть злонравие, достичь цели и счастья. Все нравственные принципы и моральные качества он рассматривает именно через призму разума и приходит к выводу, что действия, поступки и деяния, не согласующиеся с его требованиями, аморальны. Благодаря своему разуму человек, живя общественной жизнью, естественно, развивает в себе и укрепляет свои нравственные наклонности, полезные для поддержания необходимой ему общественности. Благодаря разуму, подчёркивает Фаридаддина Аттор, человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, основу своей деятельности, свой внутренний духовный мир, свои ощущения и интеллектуальные способности, определяет истинность знания.