ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Глубокие экономические, политические и социальные изменения начала ХХ в., революционные потрясения 1917 г. в России, последовавшая за ними гражданская война послужили причиной массовой эмиграции из России. Эмиграция из России представляла собой особенное явление по мас-штабам, разнородности состава (в эмиграции был весь спектр политических направлений, различные религиозные конфессии, эмигранты отличались по уровню образования и экономическому положению). Вместе с тем общим для российской эмиграции первой послереволюционной волны было противодействие процессам ассимиляции в инонациональной среде. Это проявлялось в стремлении создать за границей «малую» Россию, существование внутри которой как бы воспроизводило бытие на утраченной Родине. Это проявилось в стремлении сохранить и продолжить традиции русской культуры. При всей разноплановости творений деятелей культуры российской эмиграции (литературное поприще, архитектура, изобразительное искусство, музыка, сценическое искусство), в их деятельности была объединяющая основа, «стержень», делающий все многочисленные произведения в области литературы и искусства явлением, обозначаемым как «культура русского зарубежья». Этой общей основой было национальное самосознание, выраженное в русской идее. Несмотря на то, что эмигранты рассматривали себя как «Россию вне России», отсутствие важных признаков нации – общности территории, общности политико-экономической жизни – привело к тому, что носителем «культуры русского зарубежья», этого исключительного явления – было, главным образом, первое поколение эмигрантов. Национальное самосознание русские люди «вывезли» из России. На основе этого самосознания, консолидируемая им, была создана культура русского зарубежья. А следующие поколения, выросшие в эмиграции, не имея национальной почвы, постепенно подверглись ассимиляции, растворились в других народах. Традиции патриотизма, доминировавшие в эмигрантской литературе, национальная самобытность эмигрантского искусства, нацеленность мыслителей зарубежья на разработку национальной идеи позволяют утверждать, что культура, созданная за рубежами России в 20 - 30-е годы ХХ в., при всем идеологическом, мировоззренческом, эстетическом отличии от культуры метрополии, является частью целостной системы – русской национальной культуры. Труды эмигрантов возвращаются на Родину, их имена звучат в списке тех, кто обогатил русскую культуру.