ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального характера. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает исследование конституционно-правового механизма обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, анализ не просто провозглашаемых, а реально существующих прав и свобод, обеспечиваемых государством, органами местного самоуправления, общественными институтами и т.д. Стратегическая цель государственной политики Ирана в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности которых обуславливают необходимость создания специальных условий для получения ими качественного образования. Период становления системы нормативных правовых актов в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно затянулся. Начиная с 1999 года, когда был разработан Закона Исламской Республики Иран «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», не принят ни один комплексный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Правительства Ирана подписала ратификации Конвенции о правах инвалидов, провозгласившей в качестве гарантий реализации права на образование невозможность исключения инвалидов из системы общего образования, бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. В связи с тем, что нормы Конвенции о правах инвалидов с момента ее ратификации будут включены в правовую систему и приобретут общеобязательный характер, в настоящее время требуется осмысление возможностей наиболее эффективного обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, в том числе профессиональное, с учетом опыта и традиций образовательной системы Ирана. В настоящее время в Иране сосредоточивает увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья в 2002 г. на учете состояло 156 300, в 2008 г290 000. Вместе с тем количество обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях уменьшилось с 274 500 в 2002 г. до 210 800 в2008 г. Прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Иране детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это общий термин, называющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. Это дети с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития. От 35 до 45% детей с ограниченными возможностями здоровья являются детьми-инвалидами. По отношению к детям с детей с ограниченными возможностями здоровья правомерно и использование термина «дети с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения. По содержанию термин «дети с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», т.к. включает ещё и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности. Статус детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия. Выявлением таких детей до 2000 года в Иране занимались 8 районных ПМПК, которые работали один раз в году, обследуя детей, не справившихся с учебной программой. Отсутствие в данный период качественной диагностики приводило к тому, что дети с нарушениями речи, поведения, работоспособности попадали либо в категорию умственно отсталых детей, либо в категорию детей с задержкой психического развития, т.е. оказывались в образовательной среде, которая не способствовала их развитию. Сегодня в среднем по стране в начальных классах городских школ выявляется от 30 до 40%, а в сельских школах до 50-60% учеников с особыми образовательными потребностями. А это значит, что любой учитель (и специального, и общеобразовательного класса) должен уметь создавать условия для их обучения. Таким образом, можно констатировать внедрение в образовательные учреждения стихийного инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.