ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объект исследования: алеаторика как принцип композиции, применяемый в произведениях композиторов ХХ века; сочинения авторов разных стран, основанных на алеаторном принципе композиции, подразумевающие импровизацию исполнителей. Цель исследования: построение общей теории алеаторики как принципа композиции на основании исследования феномена случайности в музыке и других областях мысли для достижения качественно нового уровня анализа алеаторных произведений, прежде не рассматриваемых в совокупности всех составляющих. Теория алеаторики подразумевает классификацию наиболее значимых техник композиции, в той или иной мере связанных с введением фактора случайности в процесс сочинения и/или исполнения произведения, во всем их многообразии. В работе решается проблема методики анализа алеаторных (мобильных) форм, а также осуществляется многопараметровая классификация алеаторных форм. В основе работы лежит методология, разработанная в отечественной и зарубежной науке (Э. Денисов, Ц. Когоутек, В. Лютославский, Ю. Холопов, Т. Кюрегян, В. Ценова и др.). Научная новизна и практическая значимость работы: создана теория алеаторики как принципа композиции в ее теоретическом и историческом измерениях и прослежена его эволюция в науке, философии и разных видах искусства; всесторонне рассмотрены и систематизированы основанные на алеаторном принципе методы сочинения и разные виды импровизации, выявлены общность и разница в применении алеаторики композиторами ХХ века; в соответствии с несколькими критериями систематизированы сложившиеся в практике алеаторные формы и дана многопараметровая характеристика композиций, в которых действует несколько структурообразующих принципов, применен новый в музыкознании аналитический подход к непредустановленным формам, прежде не анализируемым с точки зрения формы; проанализированы неизвестные ранее в отечественном музыкознании произведения зарубежных авторов, введение которых в художественную практику может обогатить исполнительское искусство; алеаторные сочинения изучены с точки зрения проблемы материала и формообразования, на которое алеаторика оказала наиболее ощутимое воздействие; в научный обиход введены сопряженные с алеаторикой явления, в частности, "музыкальный мобиль", не имевший прецедентов в прошлом, изложены малоизвестные художественно-исторические, а также научно-технические факты.