ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
На основе анализа методологических подходов к анализу рынка труда и государственной политики занятости, статистического анализа данных, а также социологического опроса экспертов-руководителей региональных центров занятости населения, были получены следующие результаты, содержащие научную новизну: 1. Выявлен основной вектор в эволюции миссии ГСЗ - активизация посредничества на рынке труда в области содействия занятости; показано, что ее реализация в настоящее время происходит в условиях процесса децентрализации – делегирования ответственности в этой сфере на региональные уровни управления; охарактеризованы преимущества этого процесса и его проблемные аспекты. Дополнена периодизация развития ГСЗ в России по организационному и финансовому признаку в период с 1991 по 2012 г.г. – предложено выделить четвертый и пятый этапы, обусловленные процессом децентрализации и регионализации ГСЗ. Как перспективные направления в развитии организации ГСЗ в диссертации предложены: адаптация бизнес-технологий к деятельности ГСЗ; использование института государственно-частного партнерства при оказании услуг; полный переход к управлению по результатам и др. 2. Государственная услуга ГСЗ «содействие самозанятости безработных» впервые рассмотрена как целостное социально-экономическое явление, и проведен анализ стадий ее развития, функций, задач, регионального разнообразия и проблемных аспектов. Охарактеризованы масштабы реализации программы ГСЗ по содействию самозанятости и предпринимательству безработных, ее финансовое обеспечение; показано, что данная программа проходит этап аккумуляции системы представлений о ее преимуществах и проблемных аспектах, методических положений, нормативно-правового обеспечения. Предложен ряд мер по дальнейшему развитию этого направления государственных услуг (в их числе, изменение кода доступа к этой услуге, уточнение порядка финансирования, формирование системы обратной связи, мониторинга и др.). 3. Разработана и предложена комплексная методика для ГСЗ по оценке потенциала трудоустройства у безработных, которая предназначена для определения видов адресной поддержки безработных, их профилирования и определения готовности к предпринимательской деятельности. В рамках данного подхода уточнено содержание понятия «профилирование», как инструмента ГСЗ в области содействия трудоустройству, выявляющего степень активности безработных в целях их отбора для участия в активных программах на рынке труда (АПРТ), и показано, что наиболее эффективным методом профилирования безработных является "комбинированный", обеспечивающий учет как объективных (статистических) данных, так и экспертных оценок социально-психологических характеристик личности безработного. В комплексном пакете инструментов для профилирования предложен ряд авторских оригинальных методических подходов, в том числе: использование матричной модели оценки потенциала трудоустройства безработных; расчет матрицы подбора меню активных программ занятости для выделенных групп безработных и др.; определение компетенций будущего предпринимателя из числа безработных граждан на основе поведенческих индикаторов. 4. На основе анализа статистических данных о состоянии рынка труда и деятельности ГСЗ в период 2008-2012 г.г., результатов социологического опроса руководителей центров занятости населения Республики Башкортостан определены основные региональные приоритеты в оценке направлений активных программ содействия занятости, используемых для регулирования регионального рынка труда; и апробированы основные позиции предложенной автором комплексной методики по оценке потенциала трудоустройства безработных и их готовности к предпринимательской деятельности. При этом выявлено заметное влияние финансово-экономического кризиса 2008-2009 г.г. на значимость и рейтинг отдельных направлений АПРТ в общей совокупности государственных услуг (отмечен рост значимости общественных работ, временной занятости и самозанятости и др.). На основе методики рассчитаны интегральные показатели, характеризующие группы респондентов-безработных, с точки зрения возможности их эффективного трудоустройства, уровень их мотивации, предпочтительность в выборе сферы деятельности и готовность к данному виду деятельности и самообразованию в этой связи, и др. Тем самым, доказано, что использование методики дает возможность специалистам ГСЗ получить базовую информацию о целесообразности включения безработных в программы содействия самозанятости, выделения им средств на финансирование открытия собственного дела и др. 5. Выявлены и охарактеризованы возможности повышения эффективности деятельности ГСЗ на региональном уровне на основе использования инструментария, предлагаемого рядом научных школ (теория устойчивости систем, институциональная теория и др.) и современными технологиями экономического анализа и оценки (бенчмаркинг, система менеджмента качества). В диссертационном исследовании показано, что делегирование полномочий, и, как следствие, регионализация ГСЗ в условиях экономической нестабильности, резко актуализирует задачу обеспечения устойчивости ГСЗ как организационной системы в целом, и ее отдельных проектов. В связи с этим доказана необходимость разработки стратегий и формирование системы превентивного, стратегического управления ГСЗ, а также необходимость использования в управлении ГСЗ принципа инвариантности, т.е. защиты от угроз важнейших свойств объекта или признаков, присущих организации. Применительно к ГСЗ, это, прежде всего, – профессиональный потенциал ее работников. Кроме того, в работе показано, что на основе использования инструментария институциональной теории, возможно рассмотрение ранее не исследованных отдельных аспектов проблемы повышения эффективности деятельности ГСЗ, а именно: выявление факторов девиантного и иждивенческого поведения безработных (мошенничество, оппортунизм), и источников информационной ассиметрии в реализации функций региональной ГСЗ и др. Оценка автором возможности использования технологии бенчмаркинга показала, что он способствует росту эффективности АПРТ на региональном рынка труда, обеспечивая: обмен идеями, освоение лучших практик, использование новых методик, и как следствие, обучение на примере ошибок других региональных служб занятости, и возможность избежать лишних затра