![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Цель – определить и научно обосновать факторы, критерии и лингвистические параметры оценки кризисной специфики информационной политики аудиовизуальных СМИ ФРГ в контексте базовых журналистских принципов и российско-германских отношений в условиях нарастания международных противоречий и усиления американского воздействия. Объект исследования – контент аудиовизуальных СМИ Германии, тематически обусловленный российско-германскими отношениями после объединения ФРГ и ГДР. Предметом исследования является германский медиа дискурс, формирующийся национальными аудиовизуальными СМИ ФРГ в постсоветский период, их информационная политика в контексте правового регулирования, языковые средства и стилистические приёмы воздействия на аудиторию объединённого государства. Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: 1. определить истоки развития и современное состояние принципов свободы слова и доступа к информации в ФРГ; 2. рассмотреть российско-германские отношения в историческом развитии с учётом истоков зарождения и возникновения этнического меньшинства «российские немцы»; 3. проследить трансформацию образа России в аудиовизуальных СМИ ФРГ как государства, поглотившего ГДР; 4. выявить тематические и жанровые особенности освещения российско-германских отношений в аудиовизуальных СМИ ФРГ; 5 систематизировать языковые средства и стилистические приемы воздействия на аудиторию с учётом её разнородности и специфики восприятия информации представителями этнического меньшинства, «российскими немцами»; 6. обозначить роль и степень американского воздействия на медиа дискурс аудиовизуальных СМИ ФРГ; 7. выявить значимость нарушения ключевых принципов журналистики для реализации информационной политики в кризисной ситуации. Гипотеза исследования, заключается в том, что объективность и всесторонний взгляд на событие являются не только важнейшими постулатами мировой журналистики в целом, но и становятся существенным критерием успешности информационной политики, решающим фактором устойчивости в информационной борьбе, а соблюдение свободы слова из важнейшего постулата профессиональной журналистской деятельности превращается в необходимое условие эффективности информационной политики и успешности СМИ. Положения, выносимые на защиту: 1. современная государственная информационная политика ФРГ в отношении РФ реализуется в специфических условиях присутствия в ФРГ этнического меньшинства «российские немцы», что определяет особое значение противодействия информационной интервенции в информационном противостоянии; 2. деятельность аудиовизуальных СМИ ФРГ по реализации принципа свободы слова в германском медиа дискурсе подвергается американскому влиянию, что приводит к искажению объективного и всестороннего освещения российско-германских отношений; 3. аудиовизуальные СМИ ФРГ, начиная с 2014 года по настоящее время, постепенно утратили признаки качественных СМИ, «вычистив» информационное пространство от многообразия мнений в целях усиления эффекта от критики внешней политики России; 4. языковые (лексические) средства и стилистические приёмы, используемые аудиовизуальными СМИ ФРГ, характеризуются негативной оценочно-модальной экспрессией и направлены на формирование и усиление негативного отношения аудитории к внешней и внутренней политике РФ. 5. отказ аудиовизуальных СМИ ФРГ от ключевого принципа объективности и уважения к праву аудитории на получение всестороннего взгляда на событие является фактором кризиса их информационной политики, не только ведёт к стремительной потере доверия аудитории, но и способствует проигрышу в информационном противостоянии и вызывает недоверие к политическим элитам; 6. отход аудиовизуальных СМИ ФРГ от объективности и всесторонности не только является нарушением базовых ценностных ориентиров профессиональной журналистики как социального института, но и становится решающим фактором неэффективности, тормозом в осуществлении информационной политики в условиях информационного противостояния; 7. несоблюдение современными медиа таких важнейших принципов журналистики, как принцип свободы слова, объективности и разностороннего освещения событий, влечёт за собой неудачи в реализации информационной политики и - в современных условиях ожесточения односторонней пропаганды - способствует поражению в информационном противоборстве. Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые: 1) предложен сравнительный подход к исследованию реализации принципа свободы слова в американской и немецкой журналистике с целью выявления американского влияния; 2) научно осмыслена динамика развития дискурса российско-германских отношений и его отражения в немецких аудиовизуальных СМИ за тридцатилетний период с момента объединения двух германских государств при доминантной роли ФРГ; 3) раскрыта взаимосвязь между американской позицией по отношению к журналистике ФРГ и способами подачи информации немецкими СМИ в освещении двусторонних межгосударственных отношений ФРГ и РФ, оценены степень и результаты американского воздействия и участия США в трансформации германского медиадискурса по отношению к РФ; 4) выявлена специфика развития и модернизации аудиовизуальных СМИ ФРГ за тридцатилетний период с момента объединения двух германских государств с учётом присутствия этнического меньшинства «российских немцев»; 5) определены характерные особенности языковых средств и стилистических приёмов воздействия на аудиторию в контенте аудиовизуальных СМИ ФРГ, посвящённом российско-германским отношениям с точки зрения их жанрово-тематической и оценочно-модальной специфики; 6) в условиях специфической траектории российско-германских отношений и нарастания кризисных противоречий в двусторонних межгосударственных отношениях между РФ и ФРГ выявлена и прослежена зависимость эффективной реализации задач аудиовизуальных СМИ ФРГ по формированию необходимого общественного мнения от соблюдения принципов свободы слова и объективности. Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в научный оборот вводятся новые теоретические положения о зависимости успеха информационной политики и формирования общественного мнения от соблюдения важнейших принципов журналистской деятельности. Переосмыслены некоторые важные положения теории медиа информационной политики, касающиеся её модернизации под воздействием новых политических вызовов и особой траектории межгосударственных отношений. В диссертационном исследовании расширен подход к анализу правовых норм регулирования деятельности аудиовизуальных СМИ ФРГ, медиареальность аудиовизуальных СМИ ФРГ изучена через призму развития российско-германских отношений, уточнены аспекты модернизации немецкой медиасистемы в постсоветский период, проведён анализ трансформации принципов свободы слова как основы профессиональной журналистской деятельности. Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты исследования полезны сфере массовых коммуникаций и права массмедиа. Результаты и выводы диссертации могут быть востребованы журналистами-международниками, экспертами по формированию медиаобраза, организаторами международных проектов. Основные положения диссертации могут быть учтены при обновлении учебных курсов по международной журналистике в профильных вузах. Отдельно можно отметить учебно-методическую ценность собранной междисциплинарной библиографии по теме «Россия и Германия». Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных ученых в сфере медиа, журналистики, германистики, коммуникационных технологий, права СМИ, филологии, философии, политологии, истории и медиалингвистики. Междисциплинарный характер исследования определил интегративный характер его методологии. Для достижения целей исследования применен комплекс общенаучных методов; аналитический, синтетический и сравнительный методы; методы анализа текстовой обработки - контент-анализ, дискурс-анализ, фрейм-анализ, стилистический и когнитивный анализ; метод системного анализа; историко-генетический метод, призванный показать закономерности развития аудиовизуальных СМИ ФРГ; историко-сравнительный метод, позволивший сравнить развитие подходов к свободе слова и мнений; историко-системный, необходимый для обобщения полученной в ходе исследования информации. Проведен анализ медиа дискурса аудиовизуального сегмента через призму развития российско-германских отношений. Выявлены подходы репрезентации в СМИ и выполнена реконструкция дискурса. Методологическую основу определило обращение к сравнительно-сопоставительному (компаративистскому) методу, с помощью которого производится сравнение подходов к журналистской деятельности и информационной политике, структурно-типологическому методу, позволяющему выявить основные элементы для сопоставления, систематизировать их содержательные и формальные компоненты и определить основные закономерности их функционирования; а также – к дискурсивному, лингво когнитивному, функционально-стилистическому и описательному методам при анализе языковых средств и стилистических приёмов. Степень достоверности исследования определяется выбором релевантных способов проверки гипотезы, выверки источниковой базы, а также теоретико-методологических подходов к анализу эмпирического материала. Диссертационная работа опирается на принципы когнитивного анализа сообщений аудиовизуальных СМИ с позиций медиалингвистики, что дополняет теоретическое осмысление современного этапа развития национальных немецких СМИ.