![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИПМех РАН |
||
Исследование связи параметров АЭ излучения различных дефектов с параметрами прикладываемой нагрузки (при синхронизации по времени работы акустико-эмиссионной и тензометрической систем) показало, что при циклическом нагружении проходящим подвижным составом максимальная акустическая активность наблюдается на этапах релаксации средних растягивающих напряжений, продольных к усталостной трещине. Сигналы АЭ, возникающие при циклических эксплуатационных нагрузках, в значительной мере обусловлены трением берегов усталостной трещины. Изучен комплекс информативных параметров (амплитуда, энергия, время нарастания переднего фронта, суммарный счет, пространственное распределение) сигналов АЭ. На основе результатов экспериментов установлены критерии, позволяющие по виду сигналов АЭ определить тип дефектов, наиболее часто обнаруживаемых в продольной балке (усталостные трещины у концов сварных швов вертикальных ребер жесткости, трещины по сварным швам "сухариков", ослабления болтов крепления шпалы к верхнему поясу). Установлено влияние различных факторов на погрешность определения координат источника АЭ. Предложена модель для расчета погрешности, разработан и экспериментально проверен алгоритм анализа распределения погрешностей внутри акустической антенны. Рассчитана оптимальная геометрия акустической антенны. С использованием АЭ метода исследованы 24 продольные несущие балки железнодорожного моста. Выявлены 22 источника акустической активности, 17 из которых идентифицированы как дефекты усталостного или металлургического происхождения. Четыре дефекта обнаружены впервые, то есть являлись скрытыми и не выявлялись при штатных методах обследования. Результаты использованы при разработке методики АЭ контроля моста через р. Обь в г. Новосибирске, при контроле котлов железнодорожных цистерн (в вагонном депо Нижнеудинск ВСЖД).