ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИПМех РАН |
||
Объект исследования: промерзающие пучинистые органоминеральные и засоленные грунты во взаимодействии с фундаментами сооружений. Цель исследований: путем экспериментальных и теоретический исследований механизма и закономерностей процесса пучения промерзающих структурно-неустойчивых грунтов разработка методов определения и расчета напряжений и деформаций в этих грунтах как оснований фундаментов зданий и инженерных сооружений. Научная новизна работы состоит в следующем. 1.Разработана новая комплексная методика (способы и устройства) определения в лабораторных исследованиях напряженно-деформированного состояния грунтов при одномерном вертикальном промораживании с возможностью внешнего массообмена и нагрузки, измерением в вертикальном и горизонтальном направлениях давления пучения, а также величины удельных касательных сил морозного пучения по контакту грунта и фундамента при постоянной скорости сдвига в диапазоне отрицательных температур. 2. Разработаны механизмы криогенного пучения структурно-неустойчивых грунтов с учетом степени засоления и удельного содержания органического компонента (торфа); развиты представления о закономерностях. 3. Впервые решена задача взаимодействия пучинистого грунта с вертикальными стенами подземных сооружений при одномерном вертикальном и двумерном горизонтальном и вертикальном промерзании с учетом сжимаемости талой зоны промерзающих грунтов. 4. Впервые решена задача оценки устойчивости сваи под действием давления морозного пучения грунта и взаимодействия одиночной сваи с промерзающим пучинистым грунтом при различных величинах нормальных и тангенциальных сил пучения и сил сцепления (смерзания) в заанкеренной зоне с учетом площади условного свайного фундамента, загруженного давлением морозного пучения грунта. 5. Впервые решена задача оценки выхода одиночной сваи под действием давления пучения грунта. 6. Выбран и экспериментально обоснован комплекс эффективных мероприятий для снижения нормального давления и касательных сил морозного пучения.